Вторая часть маршрута посвящена Старому городу и будет начата с Пороховой башни, продвигаясь мимо Площади рынок, и окончим мы на Оперном театре.

Старый город Львова великолепен, помпезен и невероятен в своих архитектурных формах.

Осмотр Старого города можно начать с одного из самых старых строений Львова — Львовской Пороховой башни.

Она считается памяткой фортификационного строительства, а также одной из самых мощных башен старинного города. Башня построена из камня старого городского Арсенала и входила во внешнюю систему обороны средневекового города Льва, защищая его от восточных завоевателей.. В мирное время помещения Пороховой башни служили за хранения зерна и товаров, которые перевозились через Львов.
Для тех, кто путешествовал по Европе, пороховые башни не станут новинкой. Пожалуй, что делает ее запоминающейся, так это давность ее строения и охраняющий вовнутрь вход каменный лев.
Рядом с Пороховой башней находится Памятник Ивану Федорову – основателю русского книгопечатания в России и на Украине.

Находясь у Памятника Ивана Федорову, нельзя не остановить свой взгляд на Доминиканском монастыре.

Пройдя в глубь парка перед вами откроется вход в монастырь и вы ощутите могущество стиля барокко в архитектуре Львова.

Первое здание Доминиканского собора было построено еще в XIV в. Спустя четыреста лет это строение было разобрано по причине своей ветхости, и на его месте в1749 г. началось возведение фундамента современного здания В здании монастыря доминиканцев в 1707 был подписан договор о союзе между Россией и Речью Посполитой в войне против Швеции.

В небольшом парке у доминиканского монастыря находится Памятник известному украинскому художнику Никифору Дровняку.
Картины Никифора Дровняка сравнивают с лучшими образцами украинского примитивизма XVI—XIX вв. Картины художника экспонировались в Италии, Бельгии, Англии, Швейцарии, США, Бразилии, Израиле, Югославии, Чехословакии, многих городах Польши, но первые четыре выставки сделали Никифора знаменитым и принесли ему мировое признание. Он получает заказы на картины, иконы; приобрести его работы считают за честь известные европейские галереи.

Оставив позади доминиканский монастырь и пройдя вперед прямо по улочке, вы попадете, пожалуй, на самую известную в Львове «Площадь рынок».

На небольшой площади соседствуют одни из самых красивейших архитектурных сооружений города.

Именно за это Площадь часто называют музеем под открытым небом.

Площадь рынок возникла на заболоченной низине Полтвы, в середине XIV в., когда немецкие колонисты по поручению польского короля Казимира Третьего основали классический европейский город с классической Рыночной площадью.

Слово «рынок» происходит от немецкого dег Ring, что означает кольцо, замкнутое пространство.

В центре площади находится возвышающаяся с часами Ратуша.

Современная Ратуша построена в 1827-1835 годах в стиле классицизма. При входе стоят два каменных льва, держащие щиты с гербом города. Новая башня, возведенная по проекту архитектора И. Зальцмана, имеет высоту 65 м. В 1852 г. на ней установлены городские часы. В наше время на вершине башни находится смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама на центральную часть города Львова.

Вокруг ратуши располагаются четыре декорированных колодца – фонтана с фигурами богов греческого пантеона: Нептуна, Адониса, Амфитриты и Дианы.

Это творения руки Гартмана Витвера – выдающегося скульптора конца XVIII – начала XIX в., которые были поставлены по углам площади в 1793 году.

Одним из шедевров Площади рынок является здание дома №4 „Черная камяниця”.

Его называют шедевром европейского зодчества и одним из лучших памятников жилищной ренессансной архитектуры.
За время своего существования он сменил несколько названий: «Каменица Киевская», «Дом Лоренцовича», «Каменица Докторовская». Нынешнее название «Черная каменица» возникло в XIX столетии и происходит от цвета камня-вапняка. В 1926 году этот дом выкупил город и в 1929 г. здесь открылся Исторический музей Львова.

На фасаде выделяются рельефы, аттик, увенчанный столбиками и резными обелисками. Над порталом в ореоле размещена статуя Мадонны.
Раньше на площади рынок жили именитые горожане, была сосредоточена торговля, в связи с чем, скорее всего, каждый дом индивидуален, и каждая постройка имеет свою давнюю историю XV—начала XVI в.

Первоначально дома не имели нумерации, каждый дом имел имел собственно название, на которое указывали соответствующие детали на фасаде. И название, и украшения, в свою очередь, указывали на историю дома, происхождение и род занятий хозяина и т.д. Если кто был в Праге, то уже знаком с подобным явлением.
За домами, расположенными на площади можно увидеть башню Латинского собора (кафедральный римско-католический). Также можно встретить следующее название «Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии».

Сооружение было воздвигнуто в стиле барокко, хотя представляет собой тринефний костел суровых и простых готических форм. Собор считается главным храмом Львовской Римско-Каталической церкви на Кафедральной площади во Львове. Стены и склепы покрыты многочисленными фресками. 25.07.2001 храм посетил Папа Римский Иоан Павел II. В 2003 году на память об этом событии на западной стене храма появилась мемориальная табличка на украинском, польском и латинском языках.
Одной из главных достопримечательностей эпохи ренессанса старого города является часовня Кампианов.

Она была пристроена к северной стене храма и войти в нее можно лишь изнутри. Строгий, ренессансных форм фасад этого здания выглядит нарядным, а интерьер — богатым благодаря обилию сочно исполненных архитектурных деталей и скульптуры.
Часовню строили в конце XVI — начале XVII в. для семьи львовских патрициев Кампианов, члены которой были городскими советниками, врачами, учеными и бургомистрами. Фасадную стену часовни выполнил выдающийся архитектор Павел Римлянин. Позднейшие изменения в декор фасада часовни внес скульптор Ян Пфистер.

Он выполнил три рельефы на темы «Положение во гроб», «Воскресение» и «Явление Христа Марии Магдалине». Барельефы на медальонах аттика сверху символизируют «Верность» (собака на саркофаге), «Кратковременность человеческого бытия» (птица и ваза) и «Бессмертие души» (феникс над погребальной урной).
В плане квадратная, перекрыта крестовым сводом (высота интерьера 8 м). Главный северный фасад оформлен четырьмя пилястрами тосканского ордера и завершен антаблементом, фриз которого имеет триглифы, розетки и маски в метопах. В трех арках между пилястрами помещены рельефы: «Снятие со креста», «Воскресение» и «Христос — огородник». Цоколь часовни обработан бриллиантовым, а пилястры — ленточным рустом. Вход в нее ведет из северного нефа костела. В ее интерьере расположены скульптурные рельефы и бюсты ктиторов храма.
Если идти по улице Русской, то вы уведете наикрасивейшую Успенскую церковь.

Ансамбль Успенской церкви на Русской улице является действительной жемчужиной украинского Возрождения. В ансамбль церкви входят собственная церковь, башня (колокольня) Корнякта и часовня Трёх Святителей. Башня возле церкви высотой 66 метров считается самой красивой колокольней Львова.
Церковь пребывала под патронатом Ставропигийского братства, которое, как потом упоминалось, препятствовало окатоличиванию и ополячиванию русинов – украинцев и боролись за их гражданские права. Церковь построена в середине ХVІ ст. Несколько раз она горела, но её каждый раз отстраивали преимущественно усилиями Ставропигийского братства. Среди её колоколов – самый уважаемый в Львове колокол «Кирило». В диаметре он имеет два метра и весит четыре тонны. Громкий звук «Кирила» издавна вызывал зависть со стороны католического духовенства, поэтому ставропигийские братства даже судились с магистратом за право на его полное звучание. В 1779 г. колокол постигла беда. Во время ливня грозовая молния попала прямо в башню. Небесная электрика имела такую силу, что часть колокольни сгорела, а колокол расплавился. За четыре года «Кирила» отлили снова (украинский мастер Ф. Полянский) и звон его до сих пор звучит над Львовом.
Подходя к Армянскому кварталу, вы будете проходить по изумительным по красоте улочкам, пропитанным духом старины и изящества.


В армянском квартале Львова между ул. Армянской и Л. Украинки находится Армянский собор Успения Пресвятой Богородицы.

Старейшая часть — восточная (с XIV в.) собора является памятником архитектуры национального значения во Львове, который принадлежит к Всемирному наследию ЮНЕСКО.

Во дворе собора когда-то снимали эпизод из «Трех мушкетеров». Вокруг Армянского собора сложился очень интересный ансамбль, к которому вошли: дворец архиепископа, монастырь бенедикток, армянский банк, колокольня, деревянный алтарь с композицией Голгофа и колонна с фигурой Святого Христофора. Сооружения образуют колоритный «армянский дворик».

На протяжении веков собор обновлялся, достраивался. В течение своего существования Армянский собор был духовной и общественной ячейкой армянского общества во Львове. Долгое время (из 1364р.) здесь находился центр Григоранского епископства, непосредственно подчиненный католикосу в Эчмиадзине – религиозной столице армян всего мира.

Гуляя по проспекту Свободы, вы непременно выйдете к её истокам – площади Адама Мицкевича — одной из центральных площадей города Львова и проспекту Тараса Шевченко, созданного на месте давнего оборонного вала и русла р. Полтвы.

На площади находится памятник одному из знаменитых польских поэтов Адаму Мицкевичу. Памятник выполнен в виде стоящего на высокой колонне человека, который поднял вверх правую руку с факелом, символизируя принесение света свободы в народные массы. Сегодня памятник — культурное достояние Украины и известная достопримечательность Львова.
В самом начале проспекта находится фонтан Богоматери, по легендам покровительницы города.

Если от фонтана Богоматери идти далее по бульвару, можно увидеть другой почитаемый жителями памятник выдающемуся украинскому поэту Тарасу Шевченко, высотой 4,5 метра. С правой стороны от фигуры поэта расположена «Волна национального возрождения» — двенадцатиметровая бронзовая плита с фигурными рельефами.

Площадь возле памятника Шевченко является одним из любимых мест для встреч и провождения свободного времени среди львовской молодежи.

Проспект свободы является главной улицей Львова. Он окружён цветами и красиво подсвечен. Возле него жители Львова устраивают празднества, акции памяти и протеста. Возле него просто гуляют. В тёплое время года молодёжь проводит возле памятника всю ночь.


Завершающим моментом в нашем маршруте станет Оперный театр им. С. Крушельницкой, один из красивейших театров Европы наравне с одесской и венской операми.

Фасад здания украшают скульптурные фигуры «Жизнь» и «Искусство», статуи «Слава», «Победа», «Любовь».
Выстроенный в классических традициях ренессанса, барокко и венского неоренесанса, оперный театр является пожалуй одной из главных достопримечательностей города Львова.

Театр был спроектирован так, чтобы фойе, коридоры и лестницы максимально освещались природным светом. Это единственный оперный театр, который построили на реке. Для решения пространственной проблемы он смело предложил похоронить речку Полтву под землю и вместо традиционного фундамента для сооружения театра он впервые в Европе, использовал крепкую бетонную основу. Строительство длилось три года. Сумма средств, затраченных на работы, составляла 2,4 миллионы австрийских крон.
На этом маршрут второго дня окончен. Можно идти в кафе, отдыхать, а на следующий день изучать Львов дальше (продолжение в следующем посте).