Рано утром, сев на автобус, мы отправились из Вильнюса в Ригу — столицу Латвии.
Если Вильнюс показался мне спокойным и в чем-то патриархальным, то Рига наоборот оставила впечатление строптивой, веселой пиковой дамой с секретом.
Этот город произвел на меня огромнейшее впечатление. Как я пожалела, что наша остановка в нем была всего один день, который выдался ужасно холодным, таким холодным, что мы промерзали до костей, и только глинтвейн помогал согреться, гуляя по Старому городу Риги.
Если про Вильнюс я писала тщательно, планомерно описывая каждый объект, скрупулезно пытаясь рассказать историю и культурную ценность, то с Ригой будет иная история, потому что и путешествие по городу выдалось своеобразным. Эмоция.
Именно так я назову этот город для себя. Яркая восторженная прибалтийская морозная сумасшедшая веселая Эмоция.
Не было здесь спокойного хождения. То ли мы приехали очень шальные, то ли Рига произвела на нас такое впечатление, что мы просто бродили замерзшие бессистемно по Старому городу, восхищаясь его сказочными кукольными достопримечательностями.
Структурно я разделила Ригу для себя на Современную в стиле Модерн, Старый город и спальную (вполне обычные спальные кварталы).
Именно с Современной Риги и началось мое знакомство с городом.
Широкие проспекты, шикарные красивые дома в стиле эклектичного модерна.
Я и подумать не могла, что эти здания в стиле модерн признаны ЮНЕСКО не имеющих равных во всем мире.
Я как сумасшедшая хотела сфотографировать каждое, сохранить в памяти все барельефы.
Каждое здание уникально.
Здесь разумное отношение к пространству и любовь к пустоте соседствует со сдержанностью, следующее здание украшено монументальными лицами, на другом вырезаны человекоподобные фигуры.
Создается ощущение, что человеческие профили зданий наблюдают за движением города гордо и величественно.
Как мне показалось, во всем этом параде зданий присутствует некая театральность, настраивающая на особый праздничный дух.
Вот так с широко раскрытыми глазами и незакрывающимся затвором фотоаппарата мы подошли к Старой Риге – городу сказки.
Символом города считается Домский Собор в честь св. Марии — самый большой в Прибалтике.
В строительстве собора были задействованы чуть ли не все рижские каменщики и плотники, а сооружением руководили голландские и немецкие мастера.
Стены достигают двухметровой толщины.
Домский собор, как и великие соборы мира, строился очень долго, перестраивался, вбирал в себя разные стили: здесь и романская эпоха, и готика, и барокко, и любимый многими классицизм.
Собор столь огромен, что я даже не смогла сфотографировать его в нужном ракурсе.
Создавалось ощущение, что мы бродили вокруг него, так и не увидев целиком. Особенностью собора помимо его величины является и то, что с целью посещения его вам придется спуститься на 16 ступеней вниз.
Может Домский собор и главное достояние Риги, но самое большое впечатление лично на меня произвела Ратушная площадь с расположенными на ней Ратушей, домом Черноголовых и статуей Роланда.
Площадь является центральной. История ее не отличается особой неординарностью, поскольку, как практически на всех площадях, ранее здесь располагался рынок, а в период Средневековья проходили карнавальные шествия, состязания и т.д.
Стоит сказать пару слов о статуе Роланда – эмблеме политически и экономически независимого города с развитой судебной системой и свободным рынком.
На площади находится копия статуи, и жители называют ее Недороландом, поскольку на их взгляд он недостаточно властен. Нуууууу…. Что тут сказать «:Возможно жители Риги и правы))) Очень уж он милый, особенно с маленькой елочкой в руке))))».
Дом Черноголовых способен, как мне кажется, покорить любого.
Памятник архитектуры 16 века, выполненный в стиле североевропейского маньеризма. На фасаде установлены цинковые статуи Нептуна, Меркурия, Единства и Мира. По одной из версий, братство Черноголовых возникло на основе тайного ордера тамплиеров, поэтому фасад содержит послания на зашифрованном языке: французская лилия, рыба, насаженная на древко, Богоматерь на лунном серпе.
Даже если не изучать здания досконально, они производят неизгладимое впечатление, создают единство форм со всей площадью, увлекая тебя в особый архитектурный танец. Мне кажется, поставь мне туда стул, я сяду и буду сидеть, не вставая, лишь бы смотреть и смотреть на эту красоту вечно.
Очень интересную информацию я прочитала про само Братство Черноголовых.
Если коротко, то это своего рода холостые купцы, которые первые стали ввозить в Ригу товары из других стран. Внешне они носили черные фраки, черные штиблеты, складную треуголку и шпагу в стальной оправе на бедре. До обеда здание выполняло официальную функцию в виде биржи и собрания, а к вечеру превращалось в своеобразные «ночной клуб». Его назвали холостяцким клубом с подобающими традициями. Особо буйно и пышно они любили справлять масленицу. Может латыши не так уж и далеки от русских))) Вон, если в историю капнуть, что вылазит… )).
Обойдя площадь, вы выйдете к Церкви Святого Петра – символу и одной из достопримечательностей Риги.
Эту церковь можно узнать по готическому шпилю.
Шпиль церкви, как и все шпили Старой Риги, украшен петушком – флюгером. Это напоминает верующим библейскую легенду: «прежде чем в третий раз пропоет петушок, вы трижды отречетесь от меня».
Снизу петушок кажется маленьким, хотя на самом деле не так и мал.
По традиции петушков раскрашивали в два цвета: золотой и черный.
Когда ветер дул с моря, птицы поворачивались к городу золотым боком, извещая купцов, что корабли с товаром смогут зайти в бухту. Если петушки поворачивались черным боком – значит сделки не будет по причине того, что корабли в бухту зайти не смогут.
Я ранее говорила, что Старая Рига – это маленькая сказка и все здесь имеет свою сказочную историю, как и то, что главный мастер, восстанавливающий и реконструирующий петушков башен, должен забраться на спину флюгера, выпить до дна бокал вина и сбросить его на землю, чтобы по количеству осколков посчитать, сколько лет простоит башня.
История заключается в том, что бокал со шпиля Церкви св. Петра упал в стог сена и не разбился, и башня простояла 200 лет. В 1970 году бокал разбился в мелкую пыль.
В момент нашего путешествия на миниатюрной площади около церкви была установлена рождественская елка с палатками вокруг нее. Самое удивительное то, что каждая даже самая маленькая площадь города украшена своей оригинальной елкой.
Огромный котел с глинтвейном в центре площади у елки, палатки с разными вкусностями вокруг, гирлянды, куча веселых людей, туристов и местных вокруг. Все это создало незабываемое настроение.
Здесь даже нашлось место приюту для бездомных животных, в который можно было оставлять пожертвования (Тимоня облюбовал это место).
Если пройти по улице Skarnu, можно выйти к Памятнику бременских музыкантов (из-за холода и глинтвейна кадр получился смазанным…сорри..поэтому уж поверьте мне наслово он там находится))). Этот памятник подарил Риге город Бремен.
Как только солнце село, и на Старый город спустилась вечерняя мгла, все погрузилось в сказку.
Дома изменили свою дневную форму, одев вечерние костюмы. Фонари заиграли свою мелодию, скульптуры животных будто ожили и стали объемными.
Не хотелось покидать это место, но жгучий мороз вынуждал бегать от площади к площади, греясь в сувенирных магазинах и попивая дрожащими от холода руками глинтвейн.
Особое внимание хочется уделить Кошачьему Дому (даже знаю, кто из моих замечательных друзей ликовал бы от восторга, его увидев)))
Свою известность он получил благодаря не архитектуре стиля модерн (хотя она шикарна, как у большинства зданий Риги), а истории, о которой я вам и поведаю.
Если коротко и не вдаваться в подробности, богатого рижского купца Блюмера не хотели принимать в Большую Купеческую гильдию даже после строительства этого шикарного дома.
И в знак протеста он установил на башнях дома две статуи кошек, которые были повернуты к окнам гильдии не мордочками, а поднятыми хвостами (а кот по-латышски между прочим kakis).
Судебный процесс купеческое общество проиграло, так как Блюмер заявил «мол кот – вольное животное, которое само выбирает, куда ему поворачиваться и идти. Большой гильдии ничего не оставалось, как принять купца в свои ряды, и он развернул после этого котов в другую сторону от гильдии)).
Здание Малой и Большой Гильдии расположены рядом. Здание Малой гильдии в стиле классической английской пламенеющей неоготики — уменьшенная копия здания Большой гильдии.
Собственно говоря, эти здания в свое время принадлежали представителям купеческой организации и служили целям проведения купеческих собраний, заключению сделок, банкетов и иных мероприятий.
Интересный факт тот, что членами Большой гильдии могли быть только немцы, достигшие уровня торговли без посредников. Малая же гильдия — организация ремесленников.
Для себя мы решили точно, что вернёмся сюда вновь: этот город требует более тщательной прогулки.
Увы, мы допустили ошибку, остановившись в нем на день и не посетив Юрмалу, не осмотрев тщательно Старую Ригу также скрупулезно, как Вильнюс, не познав красот английской церкви, Рижского замка, церкви Св. Якова, Парламента, Яковлевских казарм, Шведских ворот, пороховой башни, церкви Св. Иоанна и часов «Лайма».
Я специально сейчас перечислила то, что жажду посмотреть в этом городе. Для себя я решила, что вернусь сюда обязательно, но в теплое время года, чтобы прогуляться по солнечной Юрмале и оценить красоту летнего Балтийского моря.
Есть города, которыми насыщаешься, Ригой я не насытилась. Я попробовала лишь аперитив, впереди меня ждет полноценная трапеза с десертом.
Здесь каждый найдет для себя свое: и современный отточенный до мелочей модерн, и забытую старину.
За каждый момент нужно благодарить судьбу: случайности не случайны. Я благодарна тому, что допустила оплошность, отдав Риге день на осмотр (а с учетом переезда вышло полдня), зато впереди меня ждет Рига солнечная, в иных красках.
Моя рождественская Рига была великолепная, веселая, шумная, я получила потрясающие эмоции от этого сказочного новогоднего города, украшенного гирляндами и переливающимися разными красками истории.
До скорой встречи Рига…
Советы:
Мы выбрали отель Rixwell Gertrude Hotel
Расположен недалеко от Старого города (пешком идти минут 15)
Уютные номера, хорошие завтраки.




