В 25 км от Адриатического моря у подножья живописной горы Вознесения (Montagna dell’Ascensione) в провинции Марке находится прекрасный городок Асколи-Пичено, который также называют «городом башен».
Именно отсюда началось мое осеннее сентябрьское путешествие по Италии, которая не может надоесть.
Разместившись в отеле, проснувшись в небольшом итальянском отеле, отведав вкусную грнолу с неверотяным кофе, мы отправились на осмотр города.
Эта страна, как старое, древнее, потертое, пожелтевшее письмо, которое спустя время ты с трепетом достаешь из ящика своих воспоминаний и перечитываешь с любовью каждый раз.
Узкие улочки каждого древнего города Италии для меня совсем не одинаковы, а наоборот пропитаны индивидуальностью и собственным колоритом. В них я растворяюсь, утопая в запахе итальянской вековой старины.
Когда-то в Асколи Пичено было около двухсот башен, отчего он и получил свое название «города ста башен», которых в настоящее время насчитывается около пятидесяти.
Место, вобравшее в себя эпоху древнего Рима, германских племен лангобардов, эпохи Возрождения и неоклассицизма, не могло не быть отмечено на моем маршруте.
Я ни раз писала, что каждый город для меня имеет свой цвет и оттенок, так вот Асколи Пичено мраморно – зеленый, что вызвано травертином, из которого построены большинство зданий.
Войдя в городские стены нас встретила просторная древняя Площадь Арринго (Piazza Arringo) – центр религиозной жизни Асколи Пичено. Раньше в период римского правления здесь проходила Соляная дорога.
Торжественность этого места создают фасады городского собора, Епископского дворца, дворцов Аренго и Паники и баптистерия.
В центре площади два парных овальных фонтана (1884) из травертина, выполненные по эскизу Джованни Йечини. Бронзовые скульптуры селедок и коней на фонтанах — работа Джорджо Пачи.
Перечитывая исторические сводки, я также узнала, что в эпоху Средневековья площадь имела огромное административное значение: здесь проходили форумы и народные собрания «arringhi», военные парады и турниры, в 1152 году была установлена трибуна для ораторов.
Центром Piazza Arringo является Кафедральный собор Св. Эмигдия (Cattedrale di Sant’Emidio — XV-XVI век.)
В нижней части фасада открываются три портала в готическом венецианском стиле. Величественность собора создает главный портал, отделанный декоративными элементами: колонны разной формы с резными капителями, цветочные фризы.
В люнете портала расположена фреска с изображениями Богоматери, Иоанна Крестителя и святого Франциска.
Слева от собора находится Баптистерий (Battistero di San Giovanni), на месте которого в античную эпоху был языческий храм.
В основании баптистерия по классике жанра лежит квадрат. Раньше в баптистерии было три входа, потом один был замурован.
Кафе, ресторанчики, выставка ретро автомобилей создают веселую и непринужденную атмосферу на площади. Здесь же в одном из кафе можно отведать блюда итальянской кухни.
Без сомнения, Площадь Арринго — эпицентр Асколи Пичено, его бьющийся механизм, потому что все дороги в итоге у вас закончатся на ней.
Следующей моей остановкой стала Центральная площадь города — Пьяццо дель Пополо и соединенные барочным фасадом Епископский Дворец и Палаццо Коммунале.
Здесь же на площади Комплекс церкви святого Франциска (Chiesa di San Francesco) — образец францисканской готики. К храму примыкает эдикула Морелли.
Одним из самых впечатляющих зданий на площади, лично на мой взгляд, является Дворец народных капитанов (Palazzo dei Capitani del Popolo) (13 век).
Главный фасад украшен часами и гербами. Над зданием поднимается средневековая башня с зубцами с циферблатом.
В нижнем ярусе фасада Дворца открываются две широкие арки, между которыми находится портал дворца.
Рядом с Дворцом народных капитанов стоит здание, сочетающие черты неоклассицизма и стиля либерти – кафе «Мелетти» (Caffè Meletti), прославившееся знаменитыми ликерами и наливками. Это кафе входит в список 150 исторических кафе Италии.
Фасад, выкрашенный в розовый цвет, выделяет это строение из общего величественно-правительственного облика площади.
Фрески, украшающие своды портика, окна в стиле эпохи Возрождения, сплошной балкон, столы с мраморными столешницами, диваны из зелёного бархата, большие зеркала на стенах, расписные потолки – все это впечатляет искушенного туриста.
Не могу отметить особый световой оттенок площади, вызванный тем, что травертиновая плитка блестит на солнце, создавая иллюзию зеркального пола. Как мне кажется, это был продуманный архитектурный ход.
Все эти удивительные вековые памятники архитектуры будоражат дух, придают площади праздность и величественность. Наполненные светом, тонкостями в деталях они способны воспламенить глаз и сердце самого требовательного туриста.
На полпути от Народной площади к площади Арринго расположена площадь Фаусто Симонетти, на восточной части которой —Правительственный дворец (Palazzo del Governo), где размещался суд, затем казарма и даже женский пансион. Затем во дворец переехали властные структуры из Дворца народных капитанов.
От античной эпохи город сохранил Римский мост и ворота – porta Gemina.
Здесь же, перейдя мост, — древние прачечные.
Римский мост, возвышающийся над рекой Тронто, будто разделяет город на две части: насыщенную туристической жизнью историческую и спокойную, тихую, по-итальянски кроткую – квартал Порта Капучина.
В квартале Порта Капучина заслуживает внимание улочка via Berardo Tucci с очень маленьким, спрятанным между домами храмом Святого Эмидия, под алтарем которого хранится камень с надписью “la cona de Santo Migno” («портрет скромного святого»).
Стены храма внутри выкрашены в красный цвет — цвет крови, пролитый святым.
Асколи-Пичено по-итальянски теплый и приветливый, чарующий своей открытостью и одновременно загадочностью проулков.
Гуляя по городу, ты будто путешествуешь на машине времени, которая переносит тебя, то в далекое и суровое средневековье, то в эпоху Возрождения, то в пышное барокко.
Каждая церковь города, собор, палаццо несут здесь свой особый дух. У меня не сложилось впечатления, что они кричат о себе во всеуслышание, скорее влекут своей скромностью, потому что глаз так и норовит заглянуть в каждую, увидеть часть церемонии католического венчания или утреннюю службу.
Древние стены много веков хранят таинство церемоний, свои секреты, которые узнаешь позже, когда читаешь исторические сводки минувших лет.
Лично я очень люблю маленькие католические церкви, с сохранившимися фресками, пожелтевшими стенами, освещение в которые попадает через узкие окошки. Спертый, сырой запах старой кладки вызывает море иллюзий, отчего воображение само рисует картины прошлого.
Порой многие такие церкви закрыты для посещения и открывают свои двери по праздникам или в особые случаи.
Одна такая церквушка запомнилась мне и в Асколи Пичено. Я даже не знаю, как она называется, но украшенная к венчанию она выглядела для меня настолько идеально, что никакой огромный собор не мог с ней сравниться в тот момент.
В самом начале я писала, что Асколи Пичено — город башен. «Где же они?» — спросите меня вы!
Они повсюду!!! Башни, башни, башни!!! Они выглядывают, пожалуй, из каждого квартала города. Это и башни многочисленных средневековых церквей, и соборов, и дворцов, и палаццо.
Вся прогулка по городу — это настоящий башенный променад. Так что приготовьтесь высоко задирать голову и фотографировать открывающиеся башенные композиции.
Башенная симфония сделала Асколи Пичено самым красивым городом региона Марке.
Цель моего повествования не только рассказать, что я увидела, я хочу, чтобы вы поняли, что я почувствовала. Только представьте, как создавался город, как жители, архитекторы, те, кто стояли у власти в разные периоды истории, стремились создать нечто особенное, обогатить свой город и сделать его неповторимым и несравненный с другими. И им это удалось. Асколи Пичено неповторим по-своему.
Одна средневековая улица Via delle Stelle (улица Звезд), вымощенная древним булыжником, соединенная арочными переходами, спусками и подъемами, воротами, старинными лавчонками с непревзойденным итальянским колоритом, чего стоит.
Некоторые из проулков кажутся настолько древними, темными, глубокими по своей архитектурной природе, что Средневековье оживает на глазах, и ты уже во временах инквизиции и черной смерти.
Но даже такие улицы не делают Асколи Пичено мрачным. Город башен — это место ласкового итальянского солнца и тепла, город, открытый для путешественника и увлекающий в свои лабиринты.
Один вид на берега реки Тронто и городские кварталы не оставит равнодушным никакого туриста.
Вот таким передо мной предстал Асколи Пичено: свойским, комфортным, очень уютным. Город – золотая середина: не такой туристически раскрученный, но в то же время очень интересный для осмотра.
Я очень надеюсь, что Вам понравилось пройтись вместе со мной по улочкам Асколи Пичено, погрузиться в башенную симфонию и дух этого приятного итальянского города.
Очень советую отведать в этом регионе и городе суп Министроне. Он здесь невероятный.
Как добраться:
Удобнее всего посетить Асколи Пичено, совместив с отдыхом в приморском городе Сан-Бенедетто-дель-Тронто, откуда регулярно отправляются автобусы (время в пути около 1 часа).
Другой вариант – автобусы из Рима (время в пути – 3-3,5 часа) от Пьяцца Тибуртина