Если судьба завела вас в Умбрию и провинцию Перуджу, то не посетить Ассизи — настоящее преступление.
О религиях не спорят: каждый почитает своего святого и во всех странах есть особые места, куда стекаются паломники. Ассизи — именно такое место для католиков в Италии.
Итальянцы называют Ассизи мистическим и загадочным, упоминают о нем с трепетом и должной долей почтительности, поскольку здесь родился Святой Франциск, покровитель всей Италии и основатель одноименного ордена.
Это тот город, где религия господствует над мирской жизнью, а потому, как говорят итальянцы, мало что изменилось здесь со времен Средневековья, что и делает город музеем под открытым небом.
У каждого Ассизи оставит свои ассоциации, некоторые возвращаются сюда вновь и вновь. На мой взгляд, огромное количество приезжающих сюда туристов стерли дух загадочности средневековья, который, возможно, обитал здесь ранее. Но как бы то ни было, это лишь мое личное мнение.
Но выход есть всегд: приезжайте с самого утра, когда улочки пустые и не наполнились народом. Так вы ощутите очарование городка.
Архитектурные шедевры переполняют небольшой по площади городок, делая его обязательным для экскурсионного посещения. Кстати, как прочла на одном из ресурсов, по предположению геологов, он может скрыться под землей (правда это или нет, не могу судить).
Для удобства осмотра города, я советую воспользоваться автобусом и подняться на площадь Матеоли (там же автобусная остановка), от которой мы будем постепенно спускаться вниз к Кафедральному Собору Святого Руфина.
На горе вы увидите средневековаую крепость Рокка Маджоре, когда –то выполняющую цель обороны города во время войны с Перуджей. Считают, что в ней родился жестокий правитель Римской империи Фридрих II. Внутри крепости — дворы, проходы и различные помещения, склады, казармы, кухни.
В саму крепость мы подниматься не стали, поскольку впереди ждал осмотр всего города, поэтому двинулись вниз по узким улочкам из булыжника на встречу с архитектурными шедеврами знаменитого Ассизи.
Отмечу, что эта часть мало отличает его от других описанных мною ранее итальянских городов: милые проулки, приятная атмосфера, спокойные и довольные жизнью итальянцы, вальяжно рассевшиеся у своих домов и приветливо улыбающиеся проходящим туристам.
Внимательный путник обратит внимание на то, что старые итальянские дома в Ассизи имеют два входа: узкий и широкий. Вызвано это тем, что раньше заходили в дом через широкий вход, а узкая дверь предназначалась для того, чтобы выносить мертвых.
Вот так спускаясь вниз, мы и вышли к площади Piazza San Rufino, на которой возвышается Кафедральный собор Святого Руфина, покровителя города, где находятся его мощи и примыкающая к нему квадратная колокольная башня.
Из алтарной части можно попасть в капеллу Оплакивания, названную так, потому что в ней находится деревянная копия одноименной терракотовой скульптуры (15 век). Оригинальная статуя, по легенде, слезоточила и считалась чудотворной.
Мощи святого Руфина хранятся в саркофаге римского периода (3 век).
К собору примыкает Епархиальный музей, в котором собрано более 300 произведений искусства: фрески 11, 12, 13 веков, деревянный реликварий (15 век), церковная утварь, капители колонн, происходящие из церкви 8-12 века, картины итальянских художников 13-17 веков, среди которых Дуччо ди Буонинсенья, Джованни Боккати, Филиппо Липпи, Франческо ди Джорджо Мартини, Джованни Санти, Юстус Сустерманс и т.д.
Меж тем, день тянулся к полудню и неспешным шагом, оставив позади себя собор, мы вышли на Piazza del Comune – светский центр жизни города, на которой еще в римский период находился форум.
На северной стороне площади бросается в глаза храм Минервы или церковь Богоматери над Минервой (1 век до н.э.) (Chiesa di Santa Maria sopra Minerva), стоящий на месте Римского храма. Увы, в момент нашего посещения храм был полностью под реконструкцией и обтянут лесами.
Отмечу лишь то, что фасад здания украшают шесть коринфских колонн (что видно на фото). Внутри церковь Богоматери сохранила барочное убранство (17 век).
Здесь же неподалеку Дворец капитана народа (середина 13 века – 1282 год), история которого уходит в давнее Средневековье, когда капитан возглавлял городское ополчение, позже здание стало резиденцией градоправителя. Крышу дворца украшают гвельфские зубцы. Сейчас в здании размещается Международное общество францисканского учения.
К дворцу примыкает Народная башня (1305) с вечевым колоколом, украшенная часами (15 век). На колоколе гравировка Св. Франциска: «Гимн брату солнцу».
Дворец приоров с крытым переходом расположился на южной части площади. Сейчас здесь муниципалитет и Коммунальная пинакотека.
На восточной стороне — фонтан с тремя львами. Одни источники датируют фонтан 16 веком, другие считают, что он был сделан в 1762 году Джованни Мартинуччи.
Западную сторону площади венчает Почтовый дворец (1926).
Если пройти от площади вглубь, то выйдем к Новой церкви (Chiesa Nuovo), на месте которой ранее был дом, где родился и вырос Св. Франциск.
В одной из капелл на стене высечена надпись: «в этой капелле, бывшей хлевом для быков и ослов, родился Франциск, светило мира».
Отмечу, что эта небольшая церквушка произвела на меня даже большее впечатление чем собор Св. Руфина.
Перед церковью установлена скульптура родителей святого Франциска (1984, Роберто Йопполо).
Внутри выступы стен расписаны под мрамор, в парусах изображены евангелисты. Поперечный неф украшают эпизоды из жития святого Франциска» (17 век). Главный алтарь датирован 18 веком.
Внимание путешественника заслуживает то, что из церкви вниз по ступеням можно попасть в дом святого с сохранившимся комнатами святого.
Здесь царит дух особого таинства и умиротворения, все пропитано любовью и спокойствием.
Двигаясь от Piazza del Comune вниз мимо торговых улочек и многочисленных пекарней и кафе, мы выйдем к Базилике Св. Франциска, главному храму города, включенному в список Всемирного наследия и охраняется ЮНЕСКО.
Интересна и история места, на котором он был возведен – «Райский холм».
В период Средневековья здесь вешали преступников, отчего местные нарекли эту площадь «Адским холмом». Умирая, Св. Франциск пожелал, чтобы его похоронили именно на этом месте, а холм переименовали.
Базилика имеет грандиозное значение для католиков: именно сюда стекаются паломники со своими молитвами к покровителю Италии.
Если внимательно разглядеть строение, но вы обратите, что базилика состоит из двух церквей, расположенных одна над другой: Верхней и Нижней церквей, чтобы вмещать огромное количество паломников.
Учитывая размеры строения и его роль, Базилика святого Франциска расценивалась фактически как папская дворцовая капелла.
Фотографировать к сожалению нельзя внутри. Могу сказать лишь одно, убранство, фрески, мозаики делают ее непревзойденной (пару фото удалось сделать тайком на телефон).
Алтарь расположен непосредственно над местом захоронения мощей
В базилике огромнейшее количество фресок, мозаик, нефов, средневековых витражей, над которыми работали мастера из северо-восточной Германии, Франции, перечислять которые просто не имеет смысла. Подробную информацию о Базилике можно найти на просторах интернета, где досконально прочитать о том, каким сокровищем она является.
Для ее оформления были приглашены лучшие мастера того времени.
Я же скажу, что она производит неизгладимое впечатление, что и было целью строительства именного такого храма.
Величественность, сила, мощь, красота — все это подходит для описания строения.
Именно ради этого стекаются люди в Ассизи в таком количестве.
Мы же с чувством исполненного долга двинулись вниз, захватив под конец осмотра Церковь святого Петра (Chiesa di San Pietro) (10 век), выполненную в романском стиле на площади Piazza San Pietro, примерно в 1 км на запад от кафедрального собора Ассизи и в 600 м к югу от Базилики святого Франциска.
Прямоугольный фасад церкви облицован местным розовым камнем с горы Субазио. По сторонам главного портала установлены две статуи львов. Рядом с апсидальной частью церкви возвышается квадратная в плане колокольная башня.
Внутреннее убранство церкви выдержано в строгом стиле – каменные стены. Пространство церкви делится пилястрами на три нефа.
В церкви сохранились надгробные памятники 14-15 веков и фрагменты фресок того же периода. Следует обратить внимание на капеллу Причастия, выполненную в готическом стиле. В этой капелле хранится триптих кисти Маттео да Гуальдо (1435 — 1507).
Храм оставляет какой-то неизгладимый особый след в душе.
С одной стороны, в сравнении с главными реликвиями города он не является столь огромным, но какой-то особый дух и стиль пропитывают его, что эти каменные огромные стены отчетливо остаются в памяти.
Ассизи имеет огромное количество и других церквей, таких как Базилика Св. Клары, Церковь святого Дамиана, Большая церковь Богоматери, Церковь святого Стефана, Капелла паломников. Вы можете исследовать все это подробна в свою поездку.
Наш же осмотр города был завершен на церкви Св. Петра.
Здесь же внизу на площади находится автобусная остановка, откуда можно вернуться обратно в Перуджу (откуда мы и приехали).
Многие туристы после посещения Ассизи утверждают, что именно в нем расположено больше всего храмов.
Естественно, это только впечатление, в Риме их гораздо больше. Дело все в том, что церкви располагаются на небольшой территории, а узкие улицы все время ведут к какому-либо храму.
Удивление вызывает в Ассизи отношение к нищим: несмотря на главную идею ордена, созданным Святым Франциком, в городе действует закон, согласно которому у всех церквей запрещено просить милостыню. Бедняк, попросивший несколько евроцентов у туриста, может за свой «проступок» на несколько дней угодить за решетку.
Огромное количество туристов вызвало появление в городе огромное количество магазинов со всевозможными сувенирами, лавочки, кафе, отели повсюду.
Ассизи, как хорошее итальянское вино, потому что воспоминания о нем должны «подышать», чтобы позже, просматривая фотографии, понять, в каком невероятном месте тебе удалось побывать.
Как добраться:
До Ассизи можно добраться 2 способами: на поезде и автобусе.
Поезда идут из Перуджи, Флоренции и Рима (стоимость около 10 евро).
Но если вы выберете железную дорогу, то учтите, что сам город находится высоко наверху (примерно 4 км) и поэтому придется либо пройти приличное расстояние от ж/д станции вверх либо доехать на автобусе до стен города (линия С, автобус ходит с интервалом полчаса).
Билеты покупать нужно заранее в табачном киоске или сувенирном магазине (2,6 евро).
Точное расписание городского автобуса можно глянуть на сайте: www.umbriamobilita.it
Если же вы выберете междугороднее автобусное сообщение, то автобус сразу доставит вас вверх, откуда, как я писал в начале рассказа, вы будете спускаться вниз к Кафедральному собору Св. Франциска.
Ехать на автобусе из Перуджи около 50 минут (3-5 евро) с площади Piazza Matteotti
Официальный сайт города Ассизи: www.comune.assisi.pg.it