Если хотите почувствовать дыхание настоящей древней Италии, то вам непременно стоит отправиться в Умбрию, сердцем которой является Перуджа, город в котором я жила, город с особым духом и характером.
Это типичный древний итальянский город времен Святой Инквизиции с соответствующими монументами, переходящими одна к другой арками и витиеватыми проулками.
Здесь есть именно те самые, любимые мною древние потертые стариной улочки, где водопроводные трубы, прилепленные к древнему камню, смотрятся сверх колоритно и привлекательно.
Отличительной особенностью Перуджи является то, что город расположен на горе, поэтому это сплошные спуски, подъемы, лестницы, переходы, дорожки. А для меня — это самый сок, дай только волю походить.
Ранее власти города думали о войне, о захвате новых территорий и поэтому здесь нет дворцов для отдыха и пышно украшенных парков. Для меня же монометаллизм Перуджи и даже ее некая неотесанность больше манят, чем красота вылизанных изящных городов.
История города уходит в далекий VI век до н. э., когда этруски на холме высотой 493 метра начали его строительство. В 40 году до н. Октавиан Август отвоевал город у брата полководца Марка Антония, а в XI веке Перуджа получила статус коммуны, экономическая и политическая мощь города достигла апогея к XIII—XIV векам. В сентябре 1860 года Перуджа в составе Умбрии стала частью объединенного королевства Италии.
Чтобы легче было ориентироваться в городе отмечу, что как и многие горные города, Перуджа делится на Верхнюю и Нижнюю.
В Нижней части у подножия горы расположен Главный ж/д вокзал Фонтиведже (Stazione Fontivegge). Эта часть города более современная и, грубо говоря, не историческая.
Верхняя же — колыбель древности. С piazza Partigiani (пьяцца Партиджьяни) по городскому эскалатору мы и поднимемся в квартал Бальони к крепости Паолина (Rocca Paolina), построенной по воле папы Павла III в 1540 – 1543 годах архитектором Антонио да Сангало.
Вот и подошли мы к Воротам Паолина и Порта Марция этрусского происхождения.
Эта крепость — символ папской власти и господство над независимой в прошлом коммуной.
Фундаментами для строений крепости стали в свое время остатки домов и башен, принадлежавших клану Бальони, неформальным правителям города в предшествующий период.
После объединения Италии в 1860 году крепость была частично разрушена, до нас дошли только остатки этого грандиозного символического сооружения.
Многие сравнивают крепость Перуджи с подземным городом, что ошибочно.
Действительно, крепость масштабна, имеет огромные своды и переходы, арки, колонны и архитектурные скульптуры. Но в то же время ее функционалом всегда была крепость, а не город, как Орвието.
В любом случае, все здесь наполнено необычной атмосферой и колоритом и больше напоминает древние катакомбы нежели крепость.
Удивительно то, что эти подземные своды в настоящий момент выполняют роль обычных городских переходов и проходов.
Лестничные изгибы Перуджи узнаваемы и уникальны. Да, когда один город сменяется другим, это все стирается, глаз притупляется, но когда открываешь фото отдельно взятого города спустя время, все кажется по истине волшебным и не тронутым цивилизацией.
Утреннее солнце, проскальзывая между плотными стенами зданий, бережно ласкает завитки улиц, поглощая путника в дальнейшее путешествие.
На piazza Italia гордо восседает на коне Виктор Эммануил II. По второй половине XIX века на этой площади располагалась администрация провинции и префектура Перуджи.
Вот так постепенно мы и вышли к главной исторической Площади 4 ноября (Piazza IV Novembre), повидавшей за свое существование владычество этрусков и римлян, кровавую резню средневековых враждующих кланов, а также современные реалии. Сегодня же она наполнена туристами, местными студентами и коренными жителями.
Вот и Дворец приоров (Palazzo dei Priori) он же Городской Совет, фасад которого достаточно необычен.
Строгий готический дворец протянулся вдоль главной улицы города, проспекта Ваннуччи до улицы via Boncampi. До сегодняшнего дня Дворец Приоров является местом заседания муниципалитета.
Фасад, выходящий на piazza IV Novembre (пьяцца Куатро-Новембре), украшает конусообразная лестница. Над входом помещены две бронзовые аллегорическиеб фигуры: символ города — грифон, и символ партии гвельфов — лев. Фигуры держат военные трофеи 1358 года — цепи и засовы с городских ворот Сиены.
На вершине лестницы портал переходит в арочную галерею, состоящую из трех арок разного размера. Над большим готическим порталом 1326 года возвышаются копии статуй грифона и льва (оригиналы находятся в Национальной Галерее) – символы Перуджи и гвельфов, сторонников папы, которые образовали политическую партию Флорентийской республики в 13 веке.
По бокам портала находятся два тройных окна, которыми также украшен и верхний ярус; справа – три арочных пролета. Между первыми двумя находится балкон — кафедра для зачитывания официальных документов.
Тимпан портала украшен статуями святых Лаврентия, Людовика Тулузского и Геркулана – покровителей Перуджи.
В середине 14 века также была построена башня, изначально увенчанная средневековым зубчатым орнаментом. Зубцы по периметру башни дворца были символом власти и независимости городской власти, что не нравилось понтификам, которые их снесли вместе с верхней частью башен в 16 – 17 веках. Зубцы вновь появились только в 1860 году с объединением Италии.
Внутри дворца — Зал нотариусов, стены которого покрыты фресками XIV века на библейские и аллегорические темы. Изначально в этом зале проходили собрания городского совета, но в XVI веке, после падения свободной Перуджи, он был передан гильдии нотариусов.
На третьем этаже Дворца приоров — Национальная галерея Умбрии.
Прямо перед нами на площади готический Кафедральный собор святого Лаврентия (Cattedrale di San Lorenzo), фасад которого как у многих церквей Италии незавершен из-за отсутствия финансирования на его облицовку и долгого строительства.
Барочный фасад и лоджия в стиле ренессанса — яркое свидетельство того, что собор перестраивался много раз.
Стоит отметить одну особенность, Кафедральный собор Перуджи выходит не фасадной, а боковой стороной к главной площади города.
Именно эту сторону можно считать законченной, но лишь до уровня портала. На ней частично сохранилось древнее орнаментальное украшение внешних стен в виде геометрического узора из бело-розового мрамора, который был перенесен из кафедрального собора в Ареццо.
Именно здесь находится пристроенная Лоджия ди Браччо, спроектированная Фьораванте Фьораванти из Болоньи в ренессансном стиле.
Лоджия прежде была частью Палаццо дель Подеста, который был сожжен в 1534 году. Под лоджией можно увидеть остатки стен времен Римской Империи, фундамент древней колокольни и «Камень Правосудия» с надписью 1264 года о списании всех народных долгов.
Перед входом в собор на небольшом пьедестале — бронзовая фигура папы Юлия III (Винченцо Данти, 1555), вернувшему городу самоуправление. Скульптура работы Винченцо Данти 1555 года.
Теперь же войдем в Собор.
Первая церковь была воздвигнута внутри стен этрусско-римского форума и представляла собой один поперечный неф. Посвятили ее Лаврентию, дьякону и мученику, жившему в 13 веке. Затем Фра Бевиньяте в 1300 году создал проект расширения церкви, и в 1345 году был заложен первый камень нового здания.
Стена также привлекает внимание деревянным распятием 1540 года работы Полидоро Чибурри и порталом, спроектированным Галеаццо Алесси в 1568 году, а также кафедрой из античных фрагментов и пестрящей мозаики в декоративном средневековом стиле «косматеско» (от фамилии семьи мраморщиков Космати, 12 – 13 века). Именно с этой кафедры читал проповеди святой Бернардин Сиенский в 1425 и в 1427 годах. Левее амвона святого Бернардина находятся две ниши: верхняя – в духе Возрождения, и нижняя – позднеготического стиля, принадлежащая работе Паньо ди Лаппо. Внутри нижней ниши Мадонна с Младенцем (1929).
Сейчас в интерьере церкви представлены многие замечательные живописные произведения искусства, фрески, позолоченные и мраморные украшения.
На стене напротив фасада над порталом находится полотно 1616 года работы Джованни Антонио Скарамучча, изображающее Деву Марию среди святых покровителей города и святыми Августином, Домиником и Франциском.
Слева от входного портала находится саркофаг 1451 года епископа Перуджи Джованни Андреа Бальони работы Урбано да Кортона.
В левом нефе находится капелла святого Иосифа, также именуемая «капеллой Священного Кольца». В капелле также находится реликварий работы Бино ди Пьетро и братьев Федерико и Чезарино ди Рошетто, считающийся шедевром ювелирного искусства итальянского Возрождения, а также предмет, давший капелле свое имя — ценнейшая реликвия 16 века «Священное Кольцо» с зеленым камнем. Некоторые верующие считают его обручальным кольцом Богоматери. Этот камень выставляется только два раза в год, в сентябре и июле.
Художественный интерес в храме представляет также апсида – алтарный выступ здания — с великолепными деревянными хорами конца 15 века.
В правом нефе находится капелла Таинства, построенная Галеаццо Алесси в 1576 году, с картиной работы Чезаре Неббиа, изображающей святую Троицу (1563).
Далее — капелла Крещения с почитаемым изображением Мадонны Милосердной, принадлежащим кисти Джанникола ди Паоло – последователю Перуджино.
Правый неф заканчивается часовней святого Бернарда, которая перекрыта металлической решеткой 15 века. На ее алтаре — самое важное произведение искусства, находящееся в Дуомо, «Снятие с креста», написанное маньеристом Федерико Бароччи в 1569 году. Это полотно считается шедевром европейского искусства 16 века и является единственной работой урбинского художника, которая осталась в городе.
Главное сокровище собора — «Снятие с креста» Федерико Бароччи (XVI в.) в капелле Сан-Бернардино. Это полотно считается шедевром европейского искусства XVI века и является единственной работой урбинского художника, которая осталась в городе.
Сокровище площади — его древний Великий Фонтан Маджоре (Fontana Maggiore).
Не посчитайте меня фанатом Данте, но этот фонтан – живое полотно мироощущения и восприятия жизни среднестатистическим жителем Перуджи времен великого Данте Алигьери. Здесь есть библейские сюжеты, сценки из повседневной жизни, мифологические персонажи, среди которых нетрудно узнать льва и грифона.
Украшающие фонтан скульптурные работы на библейские сюжеты чередуются с персонажами басен, изображениями святых, аллегориями городов Умбрии, а христианские добродетели мирно соседствуют с языческой волчицей, вскормившей Ромула и Рема.
Продолжение прогулки в соедующем посте…