Опьяненные путешествием по Италии, мы прибыли в очередную точку нашего маршрута — небольшой маркеджанский город Урбино, он же «Город — Дворец», скромно расположившийся у подножия аппенинских гор.
Уставшие мы вошли в его стены, но бодрящий дух этого маленького города смог наполнить нас силой, и уже в конце маршрута мы бодро бегали по его улочкам.
Небольшой городок оставил свой исторический след на карте Италии, ведь неспроста его исторический центр внесен ЮНЕСКО в список Всемирного Наследия.
Расцвет города связывают с именами Пьеро делла Франческо и герцога Федерико да Монтефельтро, которые стремились сделать его идеальным, а на сегодняшний день — это настоящее воплощение эпохи Возрождения.
В 15 веке Италия была разделена на множество маленьких государств, правители которых пытались перещеголять один другого величием дворов. Они не скупились на развитие искусства, сооружая величественные постройки, покровительствуя художникам, философам, литераторам, ученым, что и стало причиной того, что город представляет собой богатое культурное наследие.
Попав в город, первое на что вы обратите внимание, станет Герцогский дворец — величайшее архитектурное произведение эпохи Возрождения в Италии, внесённое в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Для меня дворец Урбино — идеальное сочетание оборонительных стен холма, которые выглядят как фундамент этого грандиозного строения, и королевского дворца гуманиста и мецената.
Помимо интересной облицовки стоит обратить внимание на его двухъярусный внутренний дворик («Cortile dOnore», «двор славы»), украшенный архитектурными арками, капителями колоннами и пилястрами.
Но конечно самое прекрасное, что так манит во дворце — его Башенный фасад («dei Torricini») высотой около 60 метров – шедевр Лаураны, ставший символом города.
Сочетание белого камня с бледно-желтым кирпичом стен придает дворику воздушность и парадность.
В течение всего 20 века дворец служил местонахождением муниципалитета Урбино, но в 1985 году после тщательной реставрации был преобразован в музей.
Именно во дворце располагается известнейшая Национальная галерея региона Марке.
В коллекции музея — картины, фрески, деревянные, каменные и терракотовые скульптуры, гобелены, рисунки, гравюры, датированные периодом с 1300 по 1600 годы. Считается, что это лучшая коллекция предметов искусства эпохи Возрождения в мире.
Многие стремятся посетить галерею, чтобы увидеть работы Ван Вассенхове «Бичевание Христа» (Flagellazione), «Мадонна Сенигалья с Младенцем и ангелами» (Madonna di Senigallia) Пьеро делла Франческо, «Идеальный город» (Città Ideale) Леона Батиста Альберти и Лучано Лаурана, «Причастие апостолов» (Comunione degli Apostoli) Джусто ди Ганда, и других художников 15 в.
Жемчужины коллекции — «Воскрешение» (Resurrezione) и «Тайная вечеря» (Ultima Cena) Тициана и «Портрет Дамы (Немая)» (Ritratto di gentildonna; La Muta) Рафаэля Санти.
Сразу оговорюсь, перед посещением обязательно уточните, имеются ли эти работы в музее или находятся на экспозициях в других городах и странах, как это было в момент моего посещения.
Здесь же на площади рядом с галерей расположен Кафедральный собор Урбино, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный под присмотром герцога Федерико да Монтефельтро Франческо ди Джорджо Мартини, Камилло Мориджио, Джузеппе Валадье.
Перед фасадом находятся семь скульптур: три статуи христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), на скатах крыши — статуи святого Августина (слева) и святого Иоанна Златоуста (справа) и по сторонам парадной лестницы две статуи покровителя города святой Кресцентин и блаженный Майнардо.
Классика этого собора не отличает его по духу от других римско-католическим соборов Италии.
В храме находятся такие произведения искусства, как: два полотна Федерико Бароччи — «Св. Себастьян» в северной галерее и «Тайная вечеря» в часовне Св. Причастия, «Успение Богородицы» кисти Карло Маратта (1707 г.) и «Рождество» Карло Синьяни.
На главном алтаре работы Кристофера Унтербергера — Мадонна в окружении Св. покровителей Урбино.
Гуляя по городу, поднимаясь по улице Рафаэля (via Raffaello), вы не пройдите мимо Дома – музея Рафаэля (дом №57) из каменной кладки в три этажа, в котором появился на свет гений эпохи Возрождения.
Именно в этом доме Рафаэль Санти провел свои юные годы, впитывая дух искусства и окруженный работами своего отца, выдающегося художника и декоратора, придворного живописца Джованни Санти.
Подлинных вещей семейства Рафаэлей не сохранилось, кроме аутентичных каменных скамей у окон и раковины на колонне, в которой Джованни растирал краски. В фондах музея, начавшего формироваться еще с середины 17 века, собраны картины Джованни Санти «Успение» и копии картин Рафаэля «Мадонна-делла-Седжиола» и «Видение Иезекииля», фреска «Мадонна с младенцем», на которой, по мнению некоторых искусствоведов, отец Рафаэля запечатлел свою супругу с новорожденным.
Обязательной для осмотра станет строгая готическая Церковь святого Франциска (14 век), известная как Пантеон Урбино, в котором похоронены многие знатные люди города, в том числе родители великого Рафаэля( сам Рафаэль Санти похоронен в Пантеоне в Риме), художников Вити и Бароччи.
Наибольшее впечатление на меня произвела Оратория Сан-Джованни-Баттиста она же Оратория Св. Иоанна Крестителя (1365).
Крохотная церковь/часовня/молельный дом в конце узкой улицы когда-то служила приютом для паломников и больных и принадлежа братству Сан-Джованни-Баттиста.
Внутренняя отделка церкви впечатляет – все стены расписаны в первых десятилетиях 15 в. братьями Лоренцо и Джакопо Салимбени из Сан-Северино Марке. Здесь цикл фресок, изображающих житие Иоанна Крестителя, Мадонну, а также «Распятие».
Все фрески очень человечны, прорисованы — настоящее произведение искусства, на осмотр которого у вас уйдет явно не 5 минут.
Наш маршрут по городу был завершен на холме напротив палаццо Дукале в Парко-делла-Резистенца, парке, вытянутом вдоль крепости Альборнос, куда можно попасть с Виале-Буоцци либо с Виа-дей-Мачери.
Именно отсюда открывается лучшая панорама на город.
Я не буду скрывать, что это место стало моим любимым в Урбино. Здесь все пропитано духом свободы и невесомости. Вид на замок просто умопомрачительный.
В Урбино очень отчетливо заметно, как замок сливается с крышами домов. Свое рода это подчеркивает единство города в его архитектурной стилистике.
Сидя на газоне, кушая упавшие с деревьев груши, я наслаждалась тем мгновением, которое подарила мне вселенная. Ради таких моментов стоит путешествовать и бить ноги о старинный булыжник древних городов. Это неповторимые минуты счастья, когда ты настоящий и слышишь свои мысли.
На сегодняшний день Урбино является университетским городом.
Здесь очень много ремесленных мастерских, ведь со времен эпохи Возрождения Урбино славился своими ювелирами, резчиками по дереву, производителями керамики, каменотесами и штукатурами.
Можно купить знаменитый сыр «caciotta d’Urbino», мясные местные деликатесы и отличное красное вино Sangiovese dei Colli Pesaresi и отведать знаменитое блюдо Урбино — la Crescia (фокачча с начинкой). Ну, и конечно мороженое, которое в Урбино очень вкусное.
На фотографиях вы наверняка обратили внимание на разноцветных воздушных змеев, перетянутых между домами в разных частях города. Это своеобразное соревнование контрадов.
Урбино прекрасен по-своему. У него свое лицо и нрав, своя мощная история.
Некоторые выглядят даже угрюмо и зловеще в своем старинной камне, хотя общее настроение города напротив очень спокойно и умиротворяюще.
Я очень рада, что посетила его, прошлась по его улочкам, притронулась к его памятникам истории и культуры.
Я уверена, что найдутся те, кто полюбил его. А может для кого-то он стал любимым городом Италии!?
Если такие есть, отпишитесь! Мне очень интересны ваши эмоции.
Как добраться:
Ближайшим курортом от Урбино является Пезаро, откуда ходят междугородние автобусы.
Время в пути 1 час.
Стоимость проезда – около 3 евро.
Из Рима до Урбино автобусы отходят четыре раза в день со станции Roma Tiburtina.
Время в прути — 4-5 часов.
Из Римини в Урбино: сначала на поезде до Пезаро (время в пути 17 минут, стоимость поездки в одну сторону от 9 евро), а потом уже автобусом из Пезаро в Урбино.

