В проливной дождь, сев на поезд, мы двинулись из Лиссабона в древнюю северную столицу Португалии – Порту, второй по величине город, внесенный с 1996 года в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Нам, путешественникам, повезло: в Порту ливня не застали, но, увы, нас догнал шквалистый ветер и ураган, что не удивительно: в этой части Португалии ритм задает атлантическое течение Гольфстрим. Это потом уже мы узнали, что был объявлен особой режим осторожности.
Поэтому, сразу оговорюсь, осмотр города был несколько необычным и беглым. Мы так и не дошли до знаменитого моста Луиша 1 (обязателен для посещения), но исторический центр города был проштудирован достаточно хорошо, насколько позволила это сделать нам погода.
Итак, сойдя с поезда на перрон, мы вышли в город! На вокзале придется задержаться и не с целью покупки билетов.
Дело в том, что Железнодорожный вокзал Сан-Бенту – это настоящий музей: все здание внутри отделано шикарнейшими по красоте азулежушами, сохранены древние арки и потолки.
Это какое-то сумасшедшее зрелище, вызванное тем, что ранее на месте вокзал был бенедиктинский монастырь Сан-Бенту-де-Аве-Мария.
Ходишь и не веришь своим глазам! А где грязь, вонь, бомжи?! Где неудобные входы и выходы!!! !??? Ах..да.. мы же не в России.. забыла! Но не будем о грустном…(((
Здание в стиле французской неоклассической архитектуры, украшенное оригинальными португальскими изразцами в сине-белых тонах, иллюстрирующими эпизоды истории железных дорог и транспортного сообщения, батальные сцены, истории крестьянской жизни, исторический сцены из жизни Португалии, великолепно.
Выйдя из вокзала, вы обратите внимание на Церковь Св. Антонио Конгрегадуш (17 век), посвященную Св. Антонио, также отделанную азулежуш работы Жоржи Коласу.
Фасад в стиле барокко, керамические плитки снаружи, настенные росписи – все прекрасно в этом строении.
Лично для меня, эта церковь заняла первое место среди других церквей в городе, хотя по архитектурному убранству к таковым памятникам Порту не относится.
Осмотрев вокзал, наша прогулка продолжится прямо к площади Свободы (18 век).
По бокам от площади вы увидите прекрасные старинные помпезные дома в стиле барокко и ренессанса, в которых сейчас сосредоточены банки, рестораны, отели, крупные организации и т.д.
Не пройдите мимо фонтана, увенчанного сидящей девушкой, которая, на мой взгляд, очень органично вписывается в настроение города, придавая ему некую современность.
Здесь же памятник королю Педро IV, подчеркивающий важную историческую, социальную и политическую роль площади в жизни современного города. Именно этот король дал Португалии конституцию.
Вы только представьте, что еще в 17 веке на месте этой площади были крепостные стены города.
Прямо во главе северной части площади расположено огромное здание из мрамора и гранита — городская Ратуша высотой 70 метров с часами — курантами на башне.
Нельзя не отметить скульптуры, олицетворяющие различные виды деятельности.
Выйдя на улицу Клеригуш (RUA Clerigos) наш путь увенчает одноименная католическая Церковь Клеригуш, колокольня которой видна из любой точки города. Фасад в стиле барокко украшен рельефами – гирляндами, центральный фриз над окнами представляет символ поклонения.
Интерьер, отделанный мрамором и гранитом, украшенный резьбой, сделали эту церковь одним из важнейших архитектурных памятников Порту.
Башня Клеригуш с западной стороны позади церкви в стиле барокко, украшенная статуями, высотой 76 метров, стала символом города и ориентиром для входящих в гавань кораблей.
Сопротивляясь сильнейшему атлантическому ветру, мы дошли до Биржевого дворца, выполненного в неоклассическом стиле.
Сейчас здесь постоянно проходят выставки, концерты, различные культурные мероприятия города.
Это строение, бесспорно, считается одними из самых красивых сооружений Порту и находится в собственности Торговой Ассоциации.
Прогулка по парку была бы приятной в день нашего пребывания, если бы не падающие от ветра на землю сучья деревьев. Так что, сфотографировавшись у скульптур, мы живенько двинулись дальше.
Петляя между узкими улочками города, мы вышли к знаменитой, перестроенной итальянским архитектором в стиле рококо, Церкви Милосердия (16 век).
Над входом в церковь — королевский герб. Интерьер храма выполнен в стиле маньеризма. Стоит обратить внимание также на резьбу по дереву в неоклассическом стиле, стены, декорированные бело-голубыми изразцы-азулезу XVII века, и главный алтарь XVI века.
Идя по направлению к железнодорожному вокзалу, выйдя на площадь Almeida Garrett, поворачиваем направо и двигаемся в строну главного Кафедрального собора Сэ, выполненного в романском стиле (13 век).
Интересно то, что собор строился, как церковь — крепость на вершине холма, и уже потом вокруг него располагалась вся вторая столица. Возможно, это связано с тем, что в Порту было запрещено возводить королевские дворцы: главенствующую роль в Порту играла местная торговая элита. В случае визита даже король останавливался в Епископском дворце.
Вы обратите внимание, что несмотря на то, что общий облик собора выполнен в романском стиле, присутствуют элементы барокко (крыльцо) и готики (капелла).
Без сомнения, собор выглядит величественно, объемно, монументально, как бы говоря, кто хозяин этого города.
Его жемчужиной является барочный алтарь, на сооружение которого ушло 800 кг серебра. Внутри собора создается особая камерная атмосфера: толстые стены укрывают в соборе от непогоды, погружая в мир таинства.
Возле собора находится Епископский дворец, имеющий прямоугольную форму. Фасад окрашен в белый цвет, центральный портал выполнен из темного гранита. Дворец включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Столб в стиле манэулино на площади перед собором дает свое особое настроение этому месту.
Здесь же — прекрасная смотровая площадка, откуда открывается шикарный вид на старинный город и его красные крыши.
А с другой стороны, он очень спокойный, комфортный, размеренный, тихий – какой-то свойский и по-старинному игрушечный.
Сворачивая с главных площадей, ты мигом попадаешь в какую-то другую Португалию, переплетенную древними мрачноватыми улочками, создающими впечатление, будто сюда не ступала нога человека.
Но стоит выглянуть солнцу, и весь город освещается и превращается в какое-то полное веселье.
Люблю за это Португалию! Она настолько самобытна, не похожа ни на одну другую страну, из-за чего оставляет свой неповторимый след в душе.
Ничего подобного я не видела нигде в Европе.
Она как будто всю историю держалась особняком и шла своим путем развития, сохраняя свою архитектурную изысканность и культуру, хотя конечно это не так.
Порту оставляет самые теплые эмоции даже в непогоду. Его маленькая историческая часть, как декорация одно из фильмов.
Таких городов не так много. Все здесь выполнено с любовью, которая передается каждому гостю.
Это не проходящий город – это вековой старинный город, в который хочется вернуться вновь.
Вот так, осмотрев исторический центр, мы двинулись по торговой улочке. Здесь же мы расположились в одном из небольших кафе, где отведали знаменитый портвейн и рыбу на гриле.
Повествуя про Италию, я отдельное внимание уделяла винам, так и не могу пройти Порту с его знаменитым портвейном.
Уникальность этого напитка вызвана природными особенностями долины реки Дору.
Белые сорта портвейна делятся на «лагрима» — сладкие, как слезы Христа, среднесухие и сухие. Португальцы считают, что женщины чаще всего предпочитают «лагриму», а мужчины — белый сухой.
Знатоки же выберут портвейн «тауни», в котором чувствуется аромат и послевкусие. Весь портвейн разливают в бутылки из темного стекла, чтобы защитить от воздействия солнечных лучей. Но учтите, что открывая бутылку, не следует слишком долго ее держать в таком состоянии: напиток, как говорят португальцы, «может превратиться в жидкость для козлов». А вызвано это тем, что «портвейн – это не просто вино: собранный виноград бродит в чанах до определенной кондиции, определяющей его сладость, а уже потом в бродящую массу добавляют агуарденте – бренди, которое прекращает процесс брожения. Уже потом вино отделяют от мезги, разливают в специальные емкости и хранят в кинтах, где оно и вылеживается до весны».
В Порту существует огромное количество мест, где можно бесплатно продегустировать портвейн.
Скажу честно, я не знаток этого напитка… чтобы пить настоящий портвейн, в нем нужно разбираться — это настоящее искусство, которое постигается годами. Я бы даже сказала, с каждым новым путешествием.
В России купить-то нормальное иностранное вино большая едкость, что уж говорить про портвейн.
Поэтому любителям советую купить в Порту портвейн, чтобы после посещения города осталось особое послевкусие уже на родной земле.
Как добраться:
Расстояние между Лиссабоном и Порту 300 км
Лучше всего воспользоваться железной дорогой: поезда отправляются с вокзала Ориенте в Лиссабоне и прибывают на вокзал Кампанья в Порту.
Из Лиссабона в Порту курсируют поезда двух видов:
— скоростные Alfa Pendular (AP) — Время в пути: 2:34 — 2:42. Стоимость билета: туристический класс — 30,30 €, 1 класс — 42,40 €.
— международные Intercidades (IC) – время в пути 3, 5 часа. Стоимость билета: туристический класс — 24,30 €, 1 класс — 35,90 €.
На сайте http://www.cp.pt/passageiros/pt можно приобрести билеты заранее и по промо-ценам.