Почему Иерусалим такой непостижимый? Вы когда-нибудь задумывались об этом?! Закройте глаза. Что вы чувствуете?! Спокойствие?! Свет?! Чистоту?!
Это Иерусалим! Город по истине странный и особый, место трех религий! Поездка сюда совпала с Рождеством и стала абсолютно волшебной и особой для души!
В своем новом рассказе я хочу, чтобы вы прогулялись вместе со мной по улочкам древнего святого города, прониклись его атмосферой и историей, а я стану одновременно вашими глазам и путеводителем.
Полные неизвестности мы вошли в мистический город трех религий! Миллионы людей разных конфессий стремятся на Землю Обетованную.
Что мы знаем об Иерусалиме?! Задумывались ли вы об этом хоть раз. Святой город Святой земли, так его принято называть, — одно из самых загадочных и древних мест Ближнего Востока.
Если о других увиденных городах я позволила себе писать вольно, то описывать Иерусалим у меня не повернется рука.
Это место заслуживает внимание каждого верующего, это город трех религий, где сосредоточены святыни иудеев, православных и мусульман.
Духовная сила Иерусалима настолько грандиозна, что можно излагать увиденное строками из «Евангилее», Корана, Торы, на что я не имею такого права.
Поэтому постараюсь описать то, что увидела с точки зрения обычного туриста.
Те, кто был, пусть вспомнят свои эмоции вновь, кто не был – может эта поездка заинтересует и вас и станет толчком для посещения места с огромной энергетикой и силой.
Старый город – это историческая и одновременно паломническая часть. Это сердце Иерусалима, окруженное крепостной стеной.
Стенам Старого города около 1538 года.
Возведенные османским султаном Сулейманов Великолепным на основании римских стен еще во 2 века, они протянулись на 4,5 км.
Вот мы вошли в Старый город через Яффские ворота. Ранее дорога из древней Яффы вела в Иерусалим и именно этими воротами заканчивалась. Сейчас древний Яффа слился с Тель-Авивом (об этом будет отдельный рассказ).
Нельзя не отметить их монументальность. До 1987 года все ворота закрывались на закате и открывались на рассвете.
Узкий извилистый путь через старинные здания от Яффских ворот привел нас в Старый Город.
Легенда гласит, что последний завоеватель Иерусалима войдет в город через Яффские ворота. В истории даже есть такой факт, когда во время визита императора Вильгельма II в 1898 году турки проломали стены справа от ворот, чтобы император ошибочно решил, будто он вошёл в Яффские ворота.
Может вы слышали, что нельзя приехать в Иерусалим, в него можно только войти.
Идя вдоль узких улочек, вы вышли к главному святилищу для христиан – Храму Гроба Господня.
Это может показаться бредом, случайностью, но задолго до поездки в Иерусалим, я видела Храм Гроба Господня в своем сне. При том, что никогда ранее не интересовалась его строением и обликом.
И какого же было мое изумление, когда сон отразил абсолютно ту же сферу, которая предстала перед моими глазами, когда я оказалась внутри.
Это неописуемые эмоции. Но самое главное, это попытаться абстрагироваться от всего окружающего и уловить великое и главное.
Храм Гроба Господня разделен между армянской, сирийской, греко-православной, католической, коптской и эфиопской церквями.
Именно здесь сходит Благодатный огонь, находится Кувуклия с Гробом Господним.
Справа от входа в Храм Гроба Господня обратите внимание на Капеллу франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу.
А сейчас внимательно посмотрите на второе окно греческой части храма. Что вы видите?
Правильно! ЛЕСТНИЦУ! А известна ли вам ее история.
Это прямое доказательство разногласий между конфессиями. Ее называют также недвижимой и носит Status quo с целью соблюдения соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом, — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий. Это символ «раскола раскола в христианстве» «символ соблюдения „Статус-кво“».
Внутри Храм разделен на три части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.
По своим ощущением могу сказать, что центром является мраморная часовня — Кувуклия с Гробом Господним, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь.
Вторым знаковым местом для места стало место Голгофы: сейчас там под алтарем — отверстие земле, где стоял крест. Два черных круга — места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.
Под Голгофа — часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама.
На выходе не пройдите Камень Помазания, место где Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.
Могу сказать лишь одно, когда ты, отстояв очередь, спускаешься, к Гробнице, тебя охватывает неописуемо странное чувство: у меня потекли слезы, я ощутила себя маленькой и беспомощной, все мысли спутались, а ведь я так многое хотела сказать и все мгновенно померкло.
Я просто знаю сейчас, что это особый день моей жизни, изменивший и перевернувший ее. Я обязательно вернусь в эти места вновь, но уже не как турист.
Самое главное, сохранить это в себе, не дать исчезнуть и раствориться, поддерживать огонек несмотря на любые жизненные невзгоды и разочарования и помнить, что есть важные вещи, по истине ВАЖНЫЕ.
Следующей нашей остановкой стала Сионская Горница (Горница Тайной Вечери).
Именно здесь совершилось таинство Евхаристии, и после Своего воскресения Христос дважды явился апостолам. Это небольшая по периметру верхняя комната двухэтажного дома.
Визуально вы наверняка обратите внимание, что помещение имеет достаточно странную стилистику. Дело в том, что францисканцы приобрели и перестроили сооружение в 1335 году.
В начале 15-ого века евреи совершили попытку выкупить здание. Это привело к распрям между иудеями и христианами. Мусульмане же поставили себе целью получить контроль над зданием, что и произошло в 1524 году.
Архитектурный стиль, в котором выполнена «верхняя комната» – это кипрский готический стиль. Колонны свидетельствуют о византийском происхождении.
На колонне, расположенной с правой стороны входа, есть изображение щита крестоносцев, на котором написано название немецкого города Регенсбурга.
Место омовения ног ученикам ограждено деревянной решеткой, место, где возлежал Спаситель, отмечено камнем в северной стене.
Исторически сложилось, что здание принадлежит трем религиям. Первый этаж — иудаизму, второй — христианству, третий — исламу. Под Сионской горницей находится почитаемый евреями Храм Давида.
Но царь Давид почитаем также и мусульманами, поэтому в Горница была перестроена и сооружена ниша для молений — михраб. На восточной стене мусульманская надпись гласит о том, как турецкий султан Сулейман Великолепный повелел изменить церковь неверных в мечеть.
Христианские богослужения здесь запрещены.
Деревце — символ даров плодоносной земли.
Во дворе перед Сионской горницей вы обратите внимание на скульптуру царя Давида, подаренную Израилю Россией.
Очень часто эту скульптуру оскверняют: могут облить краской, отбить нос и т.д.
На одном из ресурсов я прочитала, что в иудаизме запрещено изображать святых любым из способов. Возможно, это и могло послужить причиной непринятия указанной скульптуры.
Здесь же дерево, на котором повесился Иуда Искариот.
Перед Горницей также открывается вид на «Церковью Столба». По преданию на этом месте скончалась Дева Мария. Дормицион – современное название храма – Успение.
Если обойти здание, то на уровень ниже мы выйдем к упоминаемому мной выше храму Давида.
Помещение разделено на 2 части: для женщин и мужчин.
Здесь, по легенде, был похоронен Царь Давид.
Как бы вы не относились к религиям, Иерусалим стал местом вдохновения для философов, богословов и верующих всего мира.
Есть даже такое понятие, как Иерусалимский синдром — психическое расстройство, вид мании величия, когда особо чувствительные натуры после посещения считают, что обладают божественной и пророческой силой по спасению мира, и сравнивают себя с Библейским героем. Ему подвержены в равной степени иудем, христиане и мусульмане всевозможных концессий.
Хотя с точки зрения мировой культуры и истории этот феномен по-разному проявляется в каждом из известных на весь мир мест. В Венеции и Риме его называют синдромом Стендаля, в Париже – парижским синдромом, Индийский синдром и т.д.
Ни один город не может похвастаться таким количеством великих святынь, расположенных на площади менее 1 кв.км., которую можно сравнить с большим кварталом города — миллионика.
Почему же его называют городом трех религий?!
Для христиан — это место, где проповедовал и был распят Христос, где в Храме гроба Господня, самом значимом месте для христиан, покоятся его мощи.
По улице Виа де ла Роза проходил его последний путь страданий. Рядом расположено Александровское подворье, Сионская горница и т.д.
Для мусульман – это мечеть аль-Акса, где по преданию Мухаммед был вознесен на седьмое небо к престолу Аллаха. После Мекки и Медины Иерусалим третий по святости город для мусульман.
Для евреев главные святыни — Храмовая гора, где стоял когда-то Храм Соломона. Сейчас это часть западной стены Плача.
Все четыре квартала заселены по религиозному принципу: христианский, мусульманский, еврейский, армянский.
Спускаясь вниз, мы вышли к Стене Плача. Сюда направляют все религиозные евреи.
Стена Плача — знаковое место Иерусалима, и для большинства с ним и ассоциируется. Своего рода это Синагога под открытым небом, остатки храма Соломона.
Знали ли вы, что для иудеев название «Стена плача» обидно?! Для них это «Западная Стена», самое священное место на Храмовой Горе.
Развитие мирового туризма спровоцировало то, что люди других религий стремятся попасть сюда. Вложить записку с просьбой или желанием стало особым ритуалом. Но главное не в этом. То, с чем вы приходите к Святому месту, имеет значение.
Эти камни наполнены слезами и кровью. Ни них воевали, за них воевали. Они слышали все и видели все в этой жизни.
Люди плачут здесь и просят прощения. В слезах искупаются грехи. Боль уходит, очищая души.
На своей бумаге люди пишут то, что они чувствуют. Муки, страдания, печаль, сокровенные тайны хранят вековые камни.
Бумага – это письмо, но смысл не в ритуале вкладывания записки. Евреи, христиане, мусульмане — все религии приходят сюда. Мольбы и просьбы направлены на одно — чтобы он видел нас, слышал и говорил, оберегал, указывал верный путь, прощал…
Кто-то ощущает здесь консолидацию энергии, для других — все пропитано особым смыслом.
Я не подходила к Стене и не вкладывала письмо меж камней. Мой разговор произошел в другом месте.
Если вы были внимательны, то заметили, что религии поделили город на части, в том числе и отдельные его сооружения.
Например, исламская святыня, мечеть Купол скалы, стоит на Храмовой горе, где по преданию отец Авраам собирался принести в жертву Богу своего сына Исаака и здесь же 3 000 лет назад был возведен храм Соломона.
Под залом Сионской горницы, где произошла Тайная вечеря, расположен храм Давида, а — Синагога. Одновременно это еще и мечеть, поскольку мусульмане почитают Давида, как истинного пророка.
Церковь Вознесения на горе является мечетью вознесения.
Все наверняка слышали про Гиену Огненную. Это и есть то самое реальное место близ стен Старого города – долина Еннома,
В Книге пророка говорится, что здесь жители приносили своих детей в жертву Молоху, амонейскому идолу Древнего Востока. Сюда приходили еврейские пророки, чтобы бороться против идолопоклонства.
После в этом месте просто сжигали мусор, трупы преступников и отступников, казненных, животных.
Здесь постоянно горел огонь. Со 2 века до н.э. Гиена Огненная стала символом загробного воздания за грехи.
Посмотрите, какой вид открывается на Масличную гору – на западных и южных склонах древнее еврейское кладбище. Быть похороненным здесь — особая честь.
Считается, что отсюда под звуки трубы начнется воскрешение мертвых с приходом миссии.
Район Масличной горы особое место и для христиан – здесь Христос проповедовал, и здесь же был арестован, здесь произошло его вознесение.
Сейчас здесь находится Мечеть вознесения (христианам разрешается на этом месте один раз в год проводить богослужение в праздник Вознесения Господня) и русский Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь. Здесь же церковь Святой Марии Магдалины, гробница Пресвятой Богородицы, Церковь Всех Наций.
Южнее Старого города рельеф поднимается и образует гору Сион, на которой мы и были, где расположены Гробница Давида и Сионская горница.
Для евреев Сион – символ Иерусалима, в который еврейский народ стремился на протяжении всех лет после разрушения еврейского храма Соломона. Эта гора также почитается христианами и мусульманами в равной степени.
Нельзя отрицать одно – сила Земли Обетованной притягательна и магнитична.
Я совершенно не знаю, как описать прочувствованное в Иерусалиме, как найти те самые слова, чтобы вы поняли это место.
Иерусалим — однозначно великое и особое место на планете земля. Консолидация энергии и силы здесь без сомнения в огромном количестве.
Как добраться:
Из аэропорта:
АВТОБУСОМ
Автобусами «Эгед» №945 и №947 (каждые полчаса с 5.30 утра до 9 вечера), но вам предстоит еще преодолеть путь от Центрального автовокзала Иерусалима к месту назначения.
Автобусы №945 и №947 из Иерусалима отправляются с платформы 18 на Центральном автовокзале и прибывают на перекресток Эль-Аль, где вам затем нужно сесть на автобус №5, чтобы добраться до зоны вылета в Терминале №3.
Сайт: www.egged.co.il
Из Тель-Авива
Время пути от Тель-Авива до Иерусалима: на машине — около 1,5 часов, на автобусе — 50 минут, на поезде — 1 час 50 минут.
Автобус № 405 израильиской транспортной компании Egged отходит с центральной автостанции Тель-Авива и идет до центрального вокзала Иерусалима. Цена «автобусного путешествия» Тель-Авив — Иерусалим будет стоить примерно 16 шекелей.
Автобус № 405 из Тель-Авива отправляется с Центрального автовокзала, № 480 — с автобусной станции «Арлозоров».
В Иерусалим автобусы прибывают на Центральный автовокзал.
Поезд Тель-Авив — Иерусалим
С 6:00 утра до 19:00 вечера с воскресенья по четверг со станции Arlosoroff отправляются поезда до Иерусалима.
Время в пути — один час.
Взрослый билет обойдется в 22 шекеля.
Подобрать маршруты и уточнить цены можно на сайте ж/д дорог Израиля rail.co.il.
Из Нетании
Автобусом
На станции Netanya Central Station/Platforms садитесь на автобус 947.
В пути 1 ч 35 мин. Стоимость проезда 12–12 EUR. Расстояние 93 км.
Выходите на Jerusalem Central Bus Station/Unloading
На поезде (с пересадкой в Тель-Авиве)
На станции Netanya садитесь на поезд 90.
В пути 36 мин. Стоимость проезда 4–6 EUR. Расстояние 31 км.
Перевозчик Israel Railways.
Выходите на Tel Aviv Haganah
На станции Tel Aviv Haganah садитесь на поезд 10.
В пути 34 мин. Стоимость проезда 3–5 EUR. Расстояние 54 км.
Перевозчик Israel Railways.
Выходите на Jerusalem Yitzhak Navon