Вопрос: «Как получить денежные средства за отмененный авиакомпанией рейс?!» является всегда актуальным.

Пожалуй, не часто увидишь такие посты у трэвел-блогеров.
Но я хочу поделиться с Вами полезной информацией.

Для удобства разделю информацию по ОТМЕНЕ И ЗАДЕРЖКЕ РЕЙСА в РФ (российские авиакомпании) и в странах ЕС (авиаперевозчики стран ЕС).
В РФ действует Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» и Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 № 155 (п. 235 ФАП).

В случае вынужденного отказа пассажира от полета ему возвращается уплаченная провозная плата (пункт 7 Приказа №82 и п. 235 Приказа № 155).

Вынужденный возврат – это отмена или перенос рейса по вине/инициативе Авиакомпании (Авиаперевозчика).

ПРИМЕР:
- Рейс простой
по маршруту:
А – В (Москва-Париж);
- Авиакомпания отменяет рейс или переносит его на другое неудобное для Вас время или дату (у вас могут быть другие авиа или железнодорожные направления и ждать сутки вы не можете);
- В таком случае Авиакомпания должна возвратить Вам всю сумма, уплаченную за перевозку.

- Рейс составной
по маршруту:
А-В-С (Москва-Париж-Санкт-Петербург)
Возврату подлежит сумма за исключением той, когда перевозка пассажира была выполнена частично, и пассажир принял выполненную часть перевозки.
К примеру, расстояние А-В (Москва-Париж) – пассажир отлетал, а маршрут В-С (Париж-Санкт-Петербург) отменили.
Тогда возврату пассажиру подлежит сумма авиаперевозки В-С (Париж-Санкт-Петербург).
Верный вопрос: «А что же мне делать, если я купил билет другой Авиакомпании за более высокую цену, чтобы долететь все же в пункт моего назначения вовремя?!»

В данной случае, виновная Авиакомпания обязана возместить вам разницу между приобретенными авиабилетами другой Авиакомпании.

ПРИМЕР:
- Вы купили рейс по маршруту: А – В (Москва-Сочи). Сумма — 4 000 рублей (пример);
- Авиакомпания «1» отменяет рейс или переносит его на другое неудобное вам время или дату.
Приобретение Вами других билетов является необходимостью, обусловленной своевременным прибытием в пункт назначения.
- Вы покупаете авиабилет в пункт «В» (Сочи) у другой Авиакомпании «2» за более высокую цену – 6 000 рублей (пример).
Это обусловлено тем, что покупаете Вы уже не заранее, а вынужденно, и как правило цена всегда в разы выше.
ИТОГ:
Авиакомпания «1» возвращает Вам сумму за отмененный или перенесенный рейс + разницу между авиабилетами:
- 4 000 рублей за рейс Москва – Сочи
+
- 2 000 разница между билетами авиакомпании «1» и «2» (6 000 рублей — 4 000 рублей = 2 000 рублей (разница).

ПРАКТИКА

Какими же должны быть Ваши действия:
- Вы пишите Претензию в адрес Авиакомпании с просьбой вернуть вам денежные средства за отмененный или перенесенный рейс и/или разницу между купленными билетами (если таковая есть).

Претензию можно направить на электронный адрес, указанный на сайте Авиакомпании, для рассмотрения претензий (как правило он всегда указан) либо на официальный почтовый адрес Авиакомпании (также указан всегда в разделе «Контакты»).
Обязательно сохраните скан/скрин отправки Претензии по электронной почте или почтовую квитанцию об отправке Претензии через ФГУП «Почта «России».
В тексте письма укажите номер, свои контактные данные (ФИО, адрес), номер бронирования, рейс, время, маршрут, расчетный счет, на который вам необходимо перечислить денежные средства.
Расчетный счет всегда можно посмотреть в Банковском приложении (это не номер вашей банковской карты).
- Авиакомпания обязана рассмотреть вашу претензию в разумный срок, но не превышающий 30 календарных дней.
- В случае если в разумный срок Вы не получили ответ или переписка с Авиаперевозчиком не принесла результатов у вас есть право на обращение в суд общей юрисдикции.

Иски в данном случае рассматриваются по адресу вашей регистрации.
В иске вы указываете требование о возврате денежных средств, а также требование о взыскании штрафа в рамках п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Расчет штрафа
За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.
Расчет:
МРОТ составляет 12 130 рублей х 25% = 3 032,5 рублей за каждый час просрочки.
Государственная пошлина, судебные расходы по составлению претензии, иска, участию судебного представителя (в случае наличия), а также почтовые расходы взыскиваются также с Авиаперевозчика по итогам рассмотрения дела.

ВАЖНО:
В случае если ввиду отмены/задержки рейса вы также понесли расходы на такси, проживание в гостинице и иные транспортные расходы, они также подлежат взысканию с Авиаперевозчика.
Важно: все расходы должны быть документально подтверждены: чеки, брони, билеты и т.д.

ВНИМАНИЕ:
Указанные положения не применяются, если отмена или замена рейса была связана с метеорологическими условиями и требованиями безопасности полетов и/или авиационной безопасностью.
В данном случае вины Авиаперевозчика нет.
Техническая неисправность воздушного судна, из-за которой произошла задержка рейса, не является основанием для освобождения Перевозчика от ответственности за просрочку доставки пассажиров (обстоятельством непреодолимой силы).
Примерный текст Претензии
«Кому – Авиакомпания
Мною (ФИО) были куплены билеты на рейс номер «_________» дата «____» маршрут «_________»
Время вылета «_____________».
Номер бронирования «_______________».
Рейс был отменен, задержан на ___ часов.
Ваша Авиакомпания не выполнила свои обязательства по правилам Воздушного кодекса РФ, Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 и Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 № 155 (п. 235 ФАП).
Прошу Вас компенсировать мне _________ рублей за приобретенные билеты, _________ рублей (разницу между билетами — в случае наличия), _________ рублей (расходы на проживание, питание, транспорт (при наличии — чеки ).
Благодарю вас за помощь и жду вашего ответа,
ФИО, Подпись, Дата»