В силу ст. 118 ВК РФ, п. п. 87, 132 Правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, Перевозчик несет ответственность за принятый к перевозке в багажном отсеке воздушного судна багаж.

Итак, если вы прилетели и понимаете, что вашего багажа нет:
- Заявление о розыске багажа
Необходимо обратиться в Аэропорт прилета к представителю Перевозчика или лицу, им уполномоченному, с письменным заявлением о неполучении багажа (о розыске багажа) (п. 154 Правил).

К заявлению приложите копии авиабилета, багажной квитанции, посадочного талона, отрывного талона багажной бирки, паспорта (документа, удостоверяющего личность).


Оригиналы оставьте у себя – они вам понадобятся в случае подготовки претензии и иска.
Представитель Перевозчика должен составить Акт на неприбытие багажа.

Без заявления о розыске багажа и Акта вы потеряете право на возмещение убытков.

Пример:
Прилетаете по маршруту Москва-Рим в аэропорт Рима
В Аэропорту Рима нужно подать заявление и составить Акт (обратиться в отдел обслуживания багажа с заявлением о розыске багажа).


На розыск багажа Перевозчику отводится 21 день со дня предъявления заявления о неполучении багажа (п. 154 Правил).
Если багаж должен был быть доставлен из-за границы, то по таможенному законодательству багаж, не доставленный по причинам, не зависящим от физического лица, считается несопровождаемым багажом. Данный багаж подлежит обязательному письменному декларированию (пп. 1 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС; п. 21 Порядка, утв. Решением КТС от 18.06.2010 N 311).
Поэтому нужно еще заполнить в двух экземплярах пассажирскую таможенную декларацию (даже если на багаж нет никаких ограничений).
Один экземпляр остается в таможенном органе, а второй экземпляр остается у представителя перевозчика или уполномоченного им лица.
- Если багаж найден в срок 21 день
Если в течение 21 дня багаж найден, то Перевозчик вас уведомит и доставит багаж в аэропорт (пункт), указанный Пассажиром, или по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы (п. 154 Правил и пунктов 2 и 4 ст. 26 Варшавской конвенции).

ПОТЕРЯ БАГАЖ
Багаж считается задержанным, если он доставлен в течение 21 дня после прилета. По истечению этого срока он считается утерянным (ст. 127 Воздушного кодекса РФ).

- Если багаж не найден в течение 21 дня
У вас возникает право на возмещения вреда, причиненного утерей багажа.
- Претензия

Необходимо обратиться к Авиаперевозчику с претензией за утерю багажа (п. 154 Правил; п. п. 1, 2 ст. 127 ВК РФ).
Размер ответственности за утерю багажа с объявлением ценности составляет сумму объявленной ценности.

Размер ответственности за утерю багажа без объявления ценности составляет стоимость утерянного багажа, но не более 600 руб. за 1 кг веса багажа (п. 1 ст. 119 ВК РФ).

Пример:
Вы летели по маршруту Пальма-де-Майорка — Москва (Домодедово)
К перевозке сдали два места багажа по трем багажным биркам весом 65 кг.
По прибытии в место назначения обнаружили, что багажа нет или он поврежден
Объявленной ценности не было.
Расчет: 600 рублей x 3 = 1 800 рублей.

В случае если ваши требования не были рассмотрены своевременно Перевозчиком, необходимо обращаться с исков в суд общей юрисдикции к Авиаперевозчику

В иске констатируете факт потери/повреждения багажа
Дополнительно взыскиваете неустойку на несвоевременное рассмотрение ваших требований
В силу п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» неустойка за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки составляет 3 % (три процента).

На нашем примере
Расчет: размер неустойки = (1800 рублей (расчет потери багажа) x 3% (размер неустойки в рамках п. 5 ст. 28 Закона x ___ день (дни просрочки).
Дополнительно в силу ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 вы имеет право на компенсацию морального вреда (если багаж утерян либо доставлен с опозданием, вы можете претендовать также на компенсацию морального вреда).

Размер компенсации морального вреда – категория оценочная и будет зависеть от конкретных обстоятельств (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10, ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как правило, суды оценивают ее в размере от 10 000 до 30 000 рублей.

При международных воздушных перевозках ответственность за утерю багажа устанавливается в соответствии с международными договорами РФ.
Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности за утерю багажа без объявленной ценности ограничен суммой 1 000 специальных прав заимствования, за утерю багажа с объявленной ценностью составит сумму объявленной ценности (ст. 3, п. 4 ст 118, п. 3 ст. 119 ВК РФ; п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 24 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз. 1 Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ; Информация Росавиации).
ЗАДЕРЖКА БАГАЖА
Багаж считается задержанным, если он доставлен в течение 21 дня после прилета. По истечению этого срока он считается утерянным.

Если багаж привезли с опозданием, Воздушный кодекс обязывает авиакомпанию уплатить штраф в размере 25% , установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (не больше половины стоимости билета (ст.120 Воздушного кодекса РФ).

Однако штраф нельзя взыскать в том случае, если задержка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В данном случае согласно положениям п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ перевозчику необходимо доказать, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При задержке рейса по технической причине Авиаперевозчик обязан сообщить пассажирам о сложившихся обстоятельствах.

В случае если причина задержки вылета самолета Перевозчиком не сообщается пассажирам, суд встает на сторону пассажиров.
Действия пассажира

- Для того чтобы взыскать с Перевозчика штраф, ему предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя (ст. 124 ВК РФ).
- В случае если претензия не будет удовлетворена – Иск в суд по месту нахождения перевозчика согласно правилу об исключительной подсудности (ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ).

УБЫТКИ

Дополнительно хочу выделить следующий случай: Вы прилетаете заграницу, Вам багаж не доставлен.
Помимо того, что вы без багажа и должны оформить все необходимые формальности, Вы вынуждены время нахождения заграницей в чем-то ходить, чистить зубы, носить обувь — если к примеру, вы летите из зимнего сезона в южный.

Пример:
У вас путевка – тур: Москва- Марокко (9 дней)
Ваш багаж в Касабланку не прилетает.
Вы вынуждены все время нахождения в Марокко передвигаться по городам и отдыхать на море, покупая полностью новые вещи: легкие штаны, футболки, белье, зубные принадлежности, купальник, шорты и т.д.
Тем самым, вы дополнительно терпите неудобства.
По прилету в Москву, оказывается, что багаж вообще не покидал пределы РФ либо прибыл с существенным опозданием по дням.
Как быть в таком случае?!

В данном случае вы понесли убытки в рамках ст. 15 Гражданского кодекса РФ и должны доказать реальный ущерб.
В рамках положений Гражданского кодекса РФ, пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17, Законом «О защите прав потребителей» ваши требования будут удовлетворены в части вещей, которые необходимы для обычной жизнедеятельности.
То есть покупка неоправданных вещей и по завышенной стоимости судом будет отклонена.

Поэтому, оказавшись в непредвиденной ситуации, постарайтесь действительно тратить деньги на необходимые для проживания вещи обычной стоимости (вряд ли вам кто-то оплатит футболку за 10 000 рублей), чтобы потом взыскать эту сумму с Перевозчика.
Сохраняйте все чеки о покупке, чтобы подтвердить покупку данных вещей в даты, когда багаж не был доставлен.
Дополнительно предоставьте тур-путевку, брони отелей, авиабилеты, тур по программе (если такой был).
Если в багаже вы перевозите ценные вещи , то лучше оформить багаж с объявленной ценностью.
ЕСЛИ ИНОСТРАННЫЙ АВИАПЕРЕВОЗЧИК
Размер компенсации зависит от того, какую конвенцию ратифицировала страна, в которой зарегистрирован перевозчик: Варшавскую или Монреальскую.

При Варшавской — компенсация составит около 20$ за каждый килограмм веса багажа.
Пассажиры, чей багаж был задержан при перелете в страны в ЕС или из ЕС, получают компенсацию по правилам Монреальской конвенции (ст. 22, 23 Монреальской конвенции).
Размер ответственности за утерю багажа по Монреальской конвенции без объявленной ценности ограничен суммой 1 000 специальных прав заимствования (ст. 22, 23 Монреальской конвенции). Ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки багажа ограничивается суммой 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира.
Этот курс пересматривается один раз в пять лет, он определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов.
Максимально возможная сумма выплаты компенсации за случаи с багажом 1 131 SDR (1447,93 евро или 1525,11 долларов).

Надеюсь информация была вам полезна и пригодится в случаях задержки/потери багажа.