Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
М. Цветаева
Путешествия бывают разными. Познание города, в котором живешь — это тоже маленькое путешествие в иной мир и историю.

В этом блоге хочу открыть двери квартиры №3 в Борисоглебском переулке, где жили Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном и маленькой дочерью Ариадной восемь лет (до эмиграции 1922 года).

Стоит сказать, что старые московские квартиры в доходных домах отличались масштабностью и особым колоритом!
Эта квартира отличается переходами и закоулками, в связи с чем является какой-то фантастической. Она имеет три внутренних уровня, не считая чердака.

Квартира Марины Цветаевой — часть большого погружения в мир Москвы и внутрь домов

Крутая «лестница Иакова» ведет наверх, в «чердак-каюту» — комнату С.Я. Эфрона, и в бывшую кухню (сейчас выставочный зал), а оттуда – под самую крышу, в мансарду.
Прихожая встречает всех вошедших. Из нее мы попадаем сразу в столовую с потолочным окном-фонарем, музыкальную гостиную-шкатулку, и затем — в причудливый кабинет и огромную солнечную детскую.

Комната М. Цветаевой
Комната самой М. Цветаевой очень лаконична!

Комнату М. Цветаевой можно по праву назвать сердцем квартиры.
«Эта была единственная на моей памяти настоящая мамина комната – не навязанный судьбой угол, не кратковременное убежище…» – писала Ариадна Эфрон.

Обстановка комнаты была воссоздана по мемуарам родных и гостей .
Здесь звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и шарманки.

У окна стоял большой письменный стол, подаренный Марине отцом на шестнадцатилетие. На столе были дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради.

В угловом шкафу – книги на французском и немецком языках, на нем – образ Богоматери «Знамение», переданный музею Анастасией Цветаевой.

На полу, как и когда-то, лежит волчья шкура, над диваном висит портрет Сергея Эфрона.

В простенке стоял книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки, на стенах висели цветные репродукции картин Михаила Врубеля, у стола стояло «вольтеровское» кресло.
Ниша возле двери была задернута ковриком, за которым были устроены полки. Там хранились стереоскоп с фотографиями, морские звезды, панцирь черепахи и прочие диковины, Чучело ястреба, венецианские бусы, расшитые подушечки.

Как и прежде, со стен смотрят портреты значимых для Цветаевой личностей: Наполеон Бонапарт, его сын герцог Рейхштадтский – герой пьесы Ростана «Орленок», переведенной с французского юной Цветаевой.
Кабинет С. Я. Эфрона
Эту комнату выбрал себе Сергей Эфрон, когда в 1914 году молодая семья въехала в квартиру.


Обстановку той поры составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет, маленький круглый столик и письменный стол у окна.

На стенах висели гравюры с изображением любимых полководцев Сергея – Кутузова, Суворова и героев Севастопольской обороны адмиралов Корнилова и Нахимова.
Окна в комнате располагались на разных уровнях. Нижнее окно выходило на плоскую крышу детской, обнесенную балюстрадой.

Цветаева воспела эту комнату в стихах как «чердачный дворец… дворцовый чердак», «чердак-каюту».
«Комната эта стала Марининой любимой, потому что именно ее когда-то выбрал себе Сережа», – писала в воспоминаниях Ариадна Эфрон.

Во времена дружбы Цветаевой с актерами-вахтанговцами в 1918–1919 годах частым гостем в доме был Павел Антокольский.
В своих воспоминаниях он оставил выразительный образ комнаты:
«С первого взгляда эта тесная мансарда показалась мне чем-то вроде каюты на старинном паруснике, ныряющем вне времени… несмотря на окружавший нас густой быт времен военного коммунизма, ощущение каюты было очень явственным, так что над головой мерещился надутый парус и сквозь воображаемые, плохо задраенные иллюминаторы к нам проникали брызги летящего времени».

Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели и портреты.

Среди них наборный ломберный столик из семьи Эфрон и чемодан в зеленом чехле из семьи Цветаевых.

Чемоданы символизируют кочевую жизнь Цветаевой, покинувшей Россию в 1922 году на долгие
17 лет эмиграции.

О временах «военного коммунизма» напоминают утюг, кофемолка и самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено).
Гостиная с потолочным окном
До времён военного коммунизма под потолочным окном – «световым колодцем» стояла антикварная мебель красного дерева в стиле ампир: круглый обеденный стол со стульями, диваны у противоположных стен, большой буфет с посудой.

На стенах висели картины в багетных рамах, на полке большого, облицованного ониксом камина — часы в виде верблюда и бронзовый бюст Александра Пушкина.

В 1921 обстановка ветшала.
Сегодня в интерьере гостиной среди предметов мебели XIX – начала XX века представлены и мемориальные вещи: посуда из семьи Дурново-Эфрон и памятное блюдо, подаренное крестьянами Петру Аполлоновичу Дурново – деду Сергея Эфрона, тарелка из немецкой гостиницы «Zum Engel», Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона.

На стене – небольшой живописный этюд «Женевское озеро» кисти Елизаветы Дурново-Эфрон, матери Сергея, Диван, обитый красным штофом, принадлежал Ольге Ивинской, близкому другу поэта Бориса Пастернака, и назывался в её семье «пастернаковским диванчиком».

Гостиную украшают каминный экран XIX века и посеребренные вазы начала ХХ века.
На стене возле камина – портреты родителей Цветаевой Ивана Владимировича и Марии Александровны.

Над диваном – фотографии Марины Цветаевой и членов ее семьи.
Выставочный зал
В выставочном зале можно увидеть экспозицию, посвященной революции и теме эмиграции.


Детская
Детской я завершая свое повествование по квартире М. Цветаевой.
Это самая большая и светлая комната в доме, которая была отведена дочерям М. Цветаевой — Але и Ирине.
Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-е годы.


Вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, служивший постелью няне. В комнате были также диванчик и большое зеркало,, упоминаемое в «Повести о Сонечке».

Обстановка комнаты была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке — большой серый ковер с вязью осенних листьев на полу и высокий книжный шкаф, в котором хранились игрушки и книги.

Обстановка комнаты была практически утрачена в годы Гражданской войны.
Безусловно, история с детьми — это грустно и печально в биографии М. Цветаевой.
В 1919 году из-за тяжелой экономической ситуации в стране Цветаева сдала детей в приют.
М. Цветаева навещала детей в приюте. История с детьми сама по себе у известной поэтессы печальная и трагичная.

На этом посещение музея-квартиры М. Цветаевой подошло к завершению.
Изучать такие места — это всегда интересно и познавательно. Ты пропитываешься этим воздухом и атмосферой, погружаешься в историю людей, которые жили в таких местах. Они становятся частью тебя.
Как добраться:
Метро — Арбатская (17 минут пешком)

Сайт: https://dommuseum.ru/
https://dommuseum.ru/museum/memorial
Билеты: 600р. (экскурсия-входной)