
«В транспорте из Венгрии прибыла пожилая еврейка. В лагере был ее сын, он работал в зондеркоманде. Вступив на территорию крематория, мать вдруг увидела сына, он укладывал дрова. Обрадованная, подбежала к нему. Сын, давно искавший свою мать среди удушенных газом, отступил в ужасе. Мать, ничего не понимая, спросила, что ждет их здесь.
Он ответил, что они тут отдохнут.
— Что это за странный запах?
— От сжигаемого тряпья…
— А зачем нас сюда привели?
— Чтобы вымыться после дороги.
Сын подал матери полотенце и мыло и вошел с ней вместе внутрь. Вместе они исчезли в пасти печи.»


В первой части я подробно вела повествование об Аушвиц 1.


В 1941 году Аушвиц 1 перестал справляться с количеством прибывающих.


Это вызвало необходимость строительства дополнительных бараков.




175 гектарах польской земли было застроено новыми бараками.



До Аушвиц 2 (Биркенау) можно дойти либо пешком (20 минут) либо доехать на бесплатном автобусе (ходит каждые 30 минут).
Строительство этой части лагеря началось в октябре 1941 года.



Аушвиц 2 состоял из деревянных бараков и имел 4 газовых камеры и 4 крематория.



Бараки возводились более быстро.




Условия содержания в них, в сравнении с бараками Аушвиц 1, были в разы хуже, что видно даже невооружённым глазом.



Новые заключенные ежедневно прибывали на поездах в закрытых вагонах в Освенцим 2 со всей оккупированной Европы.




Дорогу в Освенцим называют «Дорогой Смерти», а проходной пункт «Ворота Смерти».


«Мы вышли. Труба первого крематория пылала. Кроваво-красные клубы огня и сажи вырывались из нее.
— Теперь веришь? – спросила Бася.
— Смотри, горит этот красивый мальчик и пожилой господин, похожий на одного из моих учителей, понимаешь, горят люди…
Да, я видела, как они шли, видела, как вошли, теперь вижу огонь…
И все же не верю, не могу поверить».
Только представьте, как в закрытых вагонах в жару и мороз практически без воздуха, пищи и воды транспортировались тысячи людей.



В каждом вагоне было от 50 до 100 человек.



Прибывших арестантов делили на четыре группы.

- Первая группа: еврейские женщины, дети, старики и те, кто не прошел медкомиссию.
Их отправляли сразу в газовые камеры.


Каждый день убивали и сжигали более 20 000 человек.

- Вторая группа — физически здоровые узники
Их отправляли на рабскую работу на индустриальные фабрики различных компаний.



- Третья группа — близнецы и карлики
Их отправляли для эксперименты к доктору Йозефу Менгеле, о нем я подробно описывала в первой части рассказа про Освенцим.




- Четвертая группа – женщины
Их отбирали в группу «Канада» для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов.
В Польше слово «Канада» часто использовалось как ценный подарок. Раньше польские эмигранты часто отправляли подарки на родину из Канады.

С евреями в лагере с особой степенью жестокости.


В отличие от других заключенных им было запрещено писать письма и получать посылки.



Из евреев, прибывших в Освенцим в первые годы жизни, выжили единицы.


В итоге Освенцим стал центром уничтожения еврейского населения европейских стран, оккупированных Третьим рейхом и связанных с ним странами.



В среднем из прибывающих на поездах только 20% оставались живыми в качестве заключенных и подопытных, остальные сразу отправлялись к сжиганию.


В конце 1944 года, когда советские войска были недалеко от Освенцима, лагерное начальство объявило эвакуацию заключённых на территорию Германии.

Эту эвакуацию сами заключённые прозвали «маршем смерти» — тех, кто не мог идти, отставал, падал, фашисты расстреливали и забивали.


Колонна оставляла за собой сотни трупов. Всего немцам удалось вывезти около 60 тысяч заключённых.

Сейчас часть бараков и крематории не сохранились.


Когда немцы понимали, что проигрывают, им было дано указание убивать, сжигать людей в максимальных количествах, чтобы ликвидировать все доказательства существования лагерей.


Печи топились круглосуточно.


Только представьте, на территории было 300 бараков.

Сейчас это кирпичные основы, отопительные печи и трубы.

Людей размещали на трехэтажных нарах.

Матрасами служил соломенный настил.

В каждом отсеке помещалось от 4 до 8 заключенных.

На территории Аушвица 2 возведён международный памятник в память о жертвах Концлагеря.

На табличках один и тот же текст на нескольких языках, в том числе и на русском:
«Да будет на века криком отчания и предостережения человечества это место, где гитлеровцы уничтожили около полутора миллиона мужчин, женщин, детей, большей частью евреев, из разных стран Европы. Аушвиц — Биркенау 1940-1945 гг.»

По последним данным, рассекреченным в 2010 году, через крематории и газовые камеры Освенцима прошло около 6 млн человек. 40 процентов из них были гражданами бывшего Советского Союза.

«Я никогда не знал общего числа уничтоженных и не располагал никакими возможностями установить эту цифру», — признался на Нюрнбергском процессе комендант Освенцима Рудольф Хёсс (нем. Rudolf Franz Ferdinand Höß).
Время, время, как оно летит.


Сейчас в городке Освенцим жизнь идет своим ходом. Он ничем не отличается от других польских городов.

Люди также работают, ходят в школу дети.
Но мы всегда должны помнить об этих ужасах. Мы обязаны передать эту память нашим детям и внукам.

В этом заключается одна из главных задач нашего поколения, чтобы подобное скотское безумие никогда не повторилось в мире.

Как доехать:
- авто
- поезд
поезд отходит от главного вокзала Krakow Glowny до станции Oswiecim
время в пути порядка 1,5 часа.
От станции в Освенциме до музея придется идти пешком около получаса, можно воспользоваться и городским транспортом (автобусы №№ 24, 25, 28, 29).
- автобус
Автобусы ходят из Кракова
Данное направление обслуживает 4 автоперевозчика: Marek Lewański, LAJKONIK, GT TRANS, Przewóz Osób JS. Рейсы отправляются с главного автовокзала Кракова.
Если вам необходим главный вход в музей Аушвиц, то конечная остановка рейса должна быть обозначена, как OŚWIĘCIM Muzeum Auschwitz (используйте перевозчика LAJKONIK).
Остальные автобусные рейсы прибывают в центр города Освенцим к стадиону либо к OŚWIĘCIM Więźniów Oświęcimia (ближайшая остановка по отношению к главному музею, но требуется немного пройти пешком).
Автобус LAJKONIK отправляется с центрального автовокзала Кракова.
Рейс из Кракова в Освенцим-Аушвиц обслуживает перевозчик LAJKONIK. Билеты лучше покупать заранее по Интернету, поскольку желающих там побывать довольно много.
Покупку билета можно осуществить в разделе «Kup bilet».
Ещё можно приобрести билет на официальном сайте данного перевозчика (lajkonikbus.pl).
Если вы покупаете сразу билет туда-обратно, то можно сэкономить на стоимости проезда. Например, билет обойдется в 11,70 злотых в одну сторону.
Сайт: http://www.auschwitz.org/en/
вход только по купленным билетам.
Покупать только на сайте заранее (я покупала за месяц до поездки. При этом русских уже не было, я выбрала иностранную группу).
Стоимость 85 PLN
Если вы не купите билеты заранее, то есть риск не попасть в музей или стоять в очереди 2-4 часа.