
Бывают места. которые остаются в твоем сердце. Как правило их называют местами силы и священными местами. Одно из таких мест — древний город Анурадхапура.

Золотой треугольник Шри-Ланки образуют три знаковых места — скальная Львиная крепость Сигирия, древний город и первая столица Шри-Ланки — Анурадхапура и бывшая столица после Анурадхапуры — Полоннарува.

Анурадхапура была первой столицей сингалов с 4 века до нашей эры до 11 века нашей эры и просуществовала почти полторы тысячи лет пока ее не разрушили войска Южной Индии.

История Шри-Ланки — это борьба местных сингалов (индоарийцы) с тамилами (южные индийские племена), которые постоянно прибывали на остров с материковой Индии и пытались захватить его. Так и были разрушены древние города — первая столица Анурадхапура (о которой я и повествую в этом блоге), и вторая столица — Полоннарува.

Только представьте себе, в то время как Анурадхапура была очень влиятельна в этих землях, европейские города еще находились в зачаточных состояниях.

Здесь во всю уже процветали искусство, науки, буддизм. Сейчас руины древнего города прямое доказательство того, насколько он был развит.
Ступы и монастыри, разбросанные на огромной территории, доказывают факт священности места и огромной роли буддизма на его территории.

После того, как город был разрушен, вся окрестность заросла джунглями. В 19 веке Анурадхапура была заново открыта британцами и стала центром буддийского паломничества.

Анурадхапура считается одним из старейших постоянно населенных городов мира наряду с Луксором, Александрией (Египет), Мехико, Вера Круз (Мексика), Дакка (Бангладеш), Пешавар (Пакистан) и пр.
Сегодня эта древняя столица Шри-Ланки считается священной для всего буддийского мира. Площадь окружающих Анурадхапуру монастырей составляет более 40 кв км, город является одним из основных археологических объектов мира.

В Махавамсе, великой летописи Шри-Ланки, указано, что город Анурадхапура был назван в честь министра Анурадха, который изначально основал в этом районе деревенское поселение. Анурадха сопровождал индийского принца Виджаю, который, согласно легендам, и основал сингальскую расу в Шри-Ланке.

СОВЕТ: Сегодня Анурадхапура охраняется Всемирным наследием Юнеско. Посещение города платное — 25 долларов с человека. Для передвижения лучше выбрать автомобиль (если вы на авто), байк (если вы на байке) либо велосипед или тук-тук, поскольку территория между местами для осмотра огромная (36 кв.м.- 40 кв.м.).

Начинаем наш путь с кассы — покупаем билеты.

Основные места для осмотра Анурадхапуры — это Дагобы — древние буддисткие ступы в форме огромного купола на платформе, увенчанные остроконечной башней.
Четыре самые важные дагобы Анурадхапуры:
- Jetawanarama — самая большая дагоба на Шри Ланке,
- Thuparamaya — самая священная дагоба острова,
- Ruwanwelisaya — белая дагоба, которая считается самой красивой дагобой острова
- Abhayagiri — самая атмосферная дагоба острова, расположенная на территории одноименного монастыря.
Осматривать древний город нужно по карте. Осмотреть за один день все сложно. Но чтобы увидеть основные памятники, осмотр займет около 4х часов.

Дагоба Руванвели (Ruwanwelisaya)


Ступа Руванвелисайя, или как ее еще называют Ратнамали, была построена королем Датугемуну в 161 г. до н.э. после победы над захватчиками Чола из Индии. Сам король Датугемуну не дожил до завершения строительства, занявшего в общей сложности более 33 лет, и строительство было завершено его братом королем Саддхатисса.
Дагоба окружена стеной из 400 слонов.

Оригинальное название дагобы – Махатхупа, то есть Великая ступа. Такое имя связано не с высотой (она была третьей среди ступ Анурадхапуры), а со значением – внутри спрятано золотое дерево бодхи.


Высота ступы Руванвелисайя составляет 103 м, а диаметр 292 м. Кроме обычных камней при строительстве использовались золото, серебро, жемчуг, кораллы и драгоценные камни.


Изначальная постройка была разрушена в 19 в, а затем восстановлена в 1940 году. Около дагобы находится святилище, в котором расположены 5 известняковых статуй стоящего Будды.



Четыре статуи относятся к 8 веку и символизируют собой прошлые воплощения Будды, а пятая статуя символизирует будущее (Будда Майтрея) с тиарой на голове и цветком лотоса в руках.


Дагоба Руванвелисайя является одним из 16 мест поклонения буддистов в Шри Ланке, обозначаемых термином Солосмастана (Solosmasthana). Считается, что ступа содержит в себе часть праха Будды. Дагоба была построена таким образом, чтобы соответствовать Учению Будды: купол символизирует безграничность Учения, четыре стороны выше него представляют собой Четыре Благородные Истины, концентрические кольца указывают на Благородный Восьмеричный Срединный Путь, а большой кристалл на вершине ступы представляет собой конечную цель просветления.


Огромное количество паломников приезжают в это место, чтобы помолиться и адресовать свою просьбу Богу.


Место очень сильное и светлое по энергетике. Поездка сюда действительно остается в памяти надолго, если подходить к этому не только с историко-архитектурной точки зрения.


Дагоба «Джетаванарама»

Это уникальный монастырский комплекс. Согласно главной ланкийской хронике «Махавамса» король Махасена выстроил эту огромную Дагобу, в диаметре составляющей 112 метров, из красного кирпича в 3 веке до н.э., в 276-303 годах.

Во время рассвета обители на ее территории, занимавшей площадь 48 гектаров, размещалось около 3000 монахов.

На центральной платформе комплекса расположена «Джетавана ступа». Ступа представляет собой идеальный круг.

В IV веке нашей эры, во время распада Римской империи, ступа «Джетаванарама» являлась третьим по величине сооружением в мире, уступавшим только пирамидам Хефрена и Хеопса в Гизе.

Первоначальная высота ступы была около 160 метров. Во время консервации и восстановительных работ было обнаружено, что фундамент ступы ушел более чем на 75 метров в грунтовую породу и сейчас высота Джетавана Дагобы — 71 метр. Тем не менее, она остается самой большой ступой в мире, построенной полностью из кирпича.

Вход на территорию дагобы охраняют неизменный воин с чашей изобилия в руках, пухлые пупсы и семиглавая кобра.


Еще одна уникальность ступы заключается в том, что она представляет собой идеальную окружность и содержит частицы физических останков Будды.

Хроники ничего не сообщают о реликвии, замурованной в ступе.

Только из литературных работ XIII века стало известно, что фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда, замурован в ступе. Место, где стоит сооружение, было известно еще в древности как Сады Нанданы. Именно здесь в течении 7 дней читал проповедь для 7000 человек Арахат Махинда. С тех пор пошло название Джетавана, измененное Джотивана – “место, где засияли лучи освобождения”. «Джетаванарама ступа» была возведена над отпечатком ступни Будды, на ее строительство пошло 93 300 000 кирпичей и четверть века.
Thuparamaya Dagoba (Тхупарамайя Дагоба).
Это была первая ступа такой формы, построенная в ходе становления буддизма в Шри-Ланке. Она находится в священной зоне парка Махамевна

Построил её король Деванампия Тисса. По преданию (легенде) в ступе заложена ключица Будды.

Изначально она была создана в форме груды риса, а затем её перестроили в 1862 году, придав ей форму колокола.

Это невероятное место по силе и энергетике. Огромное количество паломников стекаются сюда, чтобы церемониально сделать подношение, помолиться. Такой священной по чистоте энергетике я не ощутила больше нигде в Шри Ланке.
Twin Ponds (бассейны близнецы).
Это памятники красоты и превосходной техники. Они являлись еженедельной купальней монахов. Были построены в 8 веке.

Ступени украшены горшками изобилия. Уникальность состоит в очистке воды. Вода прежде чем попасть в бассейн проходит через ряд небольших углублений. Где грязь оседает на дно, а чистая вода протекает через отверстие, увенчанное полуразрушенной головой льва.
Samadhi Buddha (Статуя Будды)
Эта статуя сидящего Будды 4-го века считается особо почитаемой. Все дело в том, что это одно из редких изображений Будды, где он находится в состоянии спокойствия и медитации.

Именно эта цель позволяет и нам обрести спокойствие ума.
Лунный камень
Обратите внимание на Лунный камень, высеченный из камня, который венчает входы во многие храмовые комплексы. Лунные камни и сторожевые камни считаются одними из самых важных скульптур среди классических сингальских скульптур. Некоторые из них входят в число лучших мировых художественных достижений.

Лунный камень изображает аспекты жизни с различными концентрическими полосами, которые необходимо победить, чтобы достичь конечной духовной цели. Самая внешняя полоса лунного камня изображает стилизованное пламя и символизирует желание. Следующая полоса изображает процессию животных и символизирует четыре печали жизни.
Лунный камень — это колесо Сансары (круговорот рождения и смерти; цикличность существования) в Буддизме.

В центре Лунного Камня — лотос, как символ чистоты и стремления человека к просветлению. Семена лотоса, попадая в придонный ил, прорастают и через мутную воду стремятся к свету. Так и человек, может вырваться из мутных приземлённых желаний и страстей к свету просветления.
Каменный лотос окружён полукольцами из животных, птиц и сплетений растений. На Шри-Ланке считается, что лебедь может отделить молоко от воды. Так и человек сможет отделить правильное учение Будды от ложных доктрин или добро от зла. Животные (слон, буйвол, лев и лошадь) символизируют четыре стадии жизни (рождение, угасание, болезнь и смерть ). Языки пламени окаймляют Лунный Камень — это разрушение и смерть.
Я ранее упоминала про вторую столицу страны — Полоннаруву. Ввиду того, что в ней уже больше ощущается влияние индуизма, часть животных из лунного камня ушли.
Abhayagiri Dagoba (Абхайягири Дагоба).

Это Дагоба сейчас из красного кирпича. Раньше все они были выкрашены. Ранее Дагоба находилась в запустении и даже обросла растениями. Недавно ее отреставрировали и сейчас мы имеем прекрасную возможность ее наблюдать.
Абхайягири— это целый монастырский центр буддиской школы тхеравада, построенный в Анурадхапуре, бывшей столице Цейлона.

Дагоба Абхаягири считается одной из семи святейших мест Анурадхапуры и самая большая из пяти главных вихаров.
Здесь находилась резиденция северного Монастыря Уттара Вихара.

Две резные каменные плиты, расположенные по обоим сторонам лестничного пролета, ведущего к зданию, считаются охранительными камнями (Мурагал).
Ну и закрываем изучение города посещением храма, где сейчас находится священное дерево Бодхи.
Дерево Джая Шри Маха Бодхи (Jaya Sri Maha Bodhi)
Это одна из самых священных реликвий буддизма.
По преданию (легенде) под фиговым деревом Бодхи в индийском городке Бодг-Хая медитировал и достиг просветления Будда. Поэтому деревья Бодхи культивируются во многих буддистских монастырях.

Джая Шри Маха Бодхи расположено в садах Махамевна (Mahamewna Gardens)
Сейчас дерево особо охраняется, обнесено креплениями, рядом находится храм. Ограждение вокруг Шри Маха Бодхи было выстроено в 18 в. королем Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) для защиты дерева от диких слонов. Высота стены составляет 3 м., толщина 1,5 м. Протяженность заграждения с севера на юг составляет 118 м, с востока на запад 83 м. Первый золотой забор вокруг священного дерева был построен в 1969 году в городе Канди под руководством Ятиравана Нарада Теро (Yatirawana Narada Thero).
Многочисленные паломники стекаются в это место для приношений и служб. Верующие считают, что паломничество к священному дереву помогает исцелить болезни, помогает беременным избежать пороков развития плода, защищает крестьянские поля от природных катаклизмов и пр.
Как доехать в Анурадхапуру
— из Коломбо
Из Коломбо в Анурадхапуру ходят порядка 8 поездов в день. Также автобусами:
- №15-1-1 Коломбо (Colombo) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №15-1 Коломбо (Colombo) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №4-3 Коломбо (Colombo) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №57 Коломбо (Colombo) — Анурадхапура (Anuradhapura).
Из Коломбо в Анурадхапуру можно доехать в вагоне 1 класса с кондиционером, закрепленным местом и с заранее бронируемым билетом (поезд Коломбо — Джаффна, проходит через Анурадхапуру), билеты на автобус также возможно забронировать заранее на некоторые автобусы.
из Негомбо
а поезде с пересадкой в Рагаме (Ragama) или в Коломбо. Из Рагамы в Анурадхапуру ходят 4 поезда в день.
- на автобусе. Для этого нужно сесть в Негомбо на проходящий автобус из Коломбо, либо доехать до Коломбо и там сесть на конечной станции.
- №2/4-3 Матара (Matara) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №57/221/420 Калутара (Kalutara) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №17/15/1 Панадура (Panadura) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №4-1 Коломбо (Colombo) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №4-3 Коломбо (Colombo) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №4 Коломбо (Colombo) — Маннар (Mannar),
- №87 Коломбо (Colombo) — Джаффна (Jaffna),
- №87-2 Коломбо (Colombo) — Вавуния (Vavuniya)
из Канди
на поезде с пересадкой на станции Полгахавела (Polgahawela). Из Канди в Анурадхапуру ходят прямые автобусы:
- №42-2 Канди (Kandy) — Анурадхапура (Anuradhapura)
- №43 Канди (Kandy) — Анурадхапура (Anuradhapura).
из Эллы
Сначала из Эллы доехать до Веллавайи, либо до Бадуллы, путь займет около 40 мин — 1 часа, затем:
- №27/218/58 Анурадхапура (Anuradhapura) — Веллавайя (Wellawaya),
- №314/580/42 Анурадхапура (Anuradhapura) — Бадулла (Badulla).
из Галле / Матары / Калутары / Тангалле
По железной дороге доехать в Анурадхапуру с юго-западного побережья можно на поезде или автобусе с пересадкой в Коломбо.
Доехать в Анурадхапуру с побережья также можно на автобусе :
- №2/4-3 Матара (Matara) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №57/221/420 Калутара (Kalutara) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №17/15/1 Панадура (Panadura) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №32-4/87 Тангалле (Tangalle) — Джаффна (Jaffna) или №32/87-3 Тангалле (Tangalle) — Муллайтиву (Mullaitivu)
из Тринкомали
на автобусе:
- №835 Анурадхапура (Anuradhapura) — Тринкомали (Trincomalee).
из Дамбуллы
Автобусы:
- №15-17 Курунегала (Kurunegala) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №42-2 Канди (Kandy) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №43 Канди (Kandy) — Анурадхапура (Anuradhapura),
- №69/15-8 Анурадхапура (Anuradhapura) — Эмбилипития (Embilipitiya),
- №314/580/42 Анурадхапура (Anuradhapura) — Бадулла (Badulla)
Через Полоннаруву проходят автобусы (станция в Полоннаруве называется Кадурувела):
- №22/75/218 Анурадхапура (Anuradhapura) — Ампара (Ampara),
- №27/218/58 Анурадхапура (Anuradhapura) — Веллавайя (Wellawaya).
БИЛЕТЫ
- Время работы туристического офиса: 9.00 – 16.45 в будни и 9.00 – 13.00 в выходные.
- Время работы билетной кассы: 7.00 – 19.00 ежедневно. А руины открыты круглосуточно.
- Билет стоит $25, действует в течение суток с момента покупки. Вход в монастырь Исурумуния и к дереву бодхи оплачивается отдельно – 200 рупий.
Советы:
- посещать с утра, пока не жарко
- посещать на авто, велосипедах, байке или тук-туке — всю площадь невозможно обойти пешком